Юнгфрау (железная дорога)


Железная дорога «Юнгфрау» (нем. Jungfraubahn) — зубчатая железная дорога в Бернских Альпах кантона Берн в Швейцарии[1], высочайшая железная дорога в Европе

Она начинается в Кляйне-Шайдег и поднимается в туннеле, пробитом в скалах, через Эйгер (нем. Eiger) и Мёнх (нем. Mönch) на перевал Юнгфрауйох (нем. Jungfraujoch). Протяженность железной дороги составляет 9 км, 1400 метров перепада высот. Более 7 км пути проходят по туннелю.

С 1860 года существовало несколько планов строительства горной железной дороги на Юнгфрау, но все они заканчивались неудачей из-за финансовых трудностей. В 1870 году такой план предложил национальный советник Фридрих Зейлер, в 1889 году Морис Кохлин и Александр Траувейлер. В июле 1890 года Эдуард Лохер вместе с Морисом Кохлином получил разрешение на строительство, однако до технического воплощения дело так и не дошло. То же произошло и с планом строительства железной дороги на Эйгер.

20 декабря 1893 года промышленник Адольф Гуйер-Целлер подал прошение на строительство зубчатой железной дороги. По его плану она должна была начинаться в Кляйне-Шайдег (станции железной дороги «Венгернальп»), а затем идти по длинному туннелю через массив Эйгера и Мёнха на вершину Юнгфрау. Промышленник поставил для себя цель жизни, — построить эту дорогу. «Все должны иметь возможность увидеть эту необыкновенную красоту» — сказал он. Гуйер-Целлер получил разрешение на строительство при условии предоставления доказательства, что разрежённый воздух высокогорья не нанесёт вреда здоровью рабочих, а позднее и пассажирам железной дороги. Поэтому 15 сентября 1894 года в три часа утра из Церматта на Брайтхорн в Пеннинских Альпах (кантон Вале) отправилась группа испытуемых. Семь человек в возрасте от 10 до 70 лет отнесли на носилках на высокогорное плато на высоту 3750 м, результат повторного обследования не обнаружил отрицательного воздействия прогулки на их здоровье, и 21 декабря 1894 года Федеральный совет выдал соответствующее разрешение.

С самого начала Гуйер-Целлер планировал электроснабжение дороги и в 1896 году получил разрешение на строительство электростанций.

Первые работы начались 27 июля 1896 года. Несмотря на то что дорога соединялась с дорогой «Венгернальп», была выбрана другая ширина колеи (1000 мм вместо 800 мм), другая система зубчатого рельса и трёхфазный ток вместо однофазного тока, что обещало бо́льшую производительность и безопасность дороги.