Юренева, Вера Леонидовна


Юре́нева Ве́ра Леони́довна (10 июня [22 июня1876, Москва — 19 января 1962, там же) — русская и советская драматическая актриса, артистка театра Соловцова в Киеве и МХАТа 2-го, Заслуженная артистка РСФСР (1935).

Родилась в Москве, дочь военного юриста Леонида Шадурского (её старшая сестра Зоя Шадурская — участница революционного движения, близкая подруга Александры Коллонтай). С юных лет увлекалась театром, в 1902 году успешно окончила Петербургское театральное училище, была ученицей В. Н. Давыдова. В течение нескольких сезонов (1906—1919, с перерывами) — ведущая актриса театра «Соловцов» в Киеве (ныне Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки). Участвовала в кинопостановках начиная с 1913 года (фильм «Обрыв»)[1]. Выступала на сцене под фамилией первого мужа, дворянина Ивана Юренева. Вторым мужем артистки был поэт, переводчик и драматург А. С. Вознесенский (Бродский)[2].

В 1918 году, находясь в Киеве, Вера Леонидовна увлеклась молодым журналистом и сотрудником дипломатической миссии Советской России Михаилом Кольцовым. В том же году они поженились. На первомай 1919-го В. Л. Юренева блеснула на сцене театра имени Ленина (бывшего «Соловцов») в революционной премьере — спектакле «Фуэнте Овехуна (Овечий источник)» по пьесе Лопе де Веги (постановка К. А. Марджанова), где сыграла главную роль Лауренсии. Вместе с Кольцовым Юренева уехала в Москву, но в 1922 году они расстались.

В 1919—1955 годах В. Л. Юренева служила в различных театрах Москвы и Ленинграда, в том числе — в театре Корша (1919—1920), МХАТе 2-м (1930—1936), Александринском театре (1922—1924 и 1936—1939), Литературно-драматическом театре ВТО (1947—1955). Заслуженная артистка РСФСР (1935).

В последние годы жизни, проживая в коммунальной квартире, общалась с Э. Радзинским, в то время студентом, который в своих произведениях приводит услышанные от неё истории.

Какую бы роль ни играла актриса, на сцене она всегда была Женщина с большой буквы и целостная личность, скрывающая в себе бездны страстей. По воспоминаниям самой Веры Леонидовны: «моей основной темой была тема любви»[3]. Эмоциональность и выразительная пластичность позволяла Вере Юреневой создавать запоминающиеся образы даже тогда, когда драматургический материал роли не был значителен.