Правовой позитивизм


Правово́й позитиви́зм, юриди́ческий позитиви́зм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Исследователи выделяют три основные версии правового позитивизма: этатистскую, социологическую и нормативистскую.

Истоки правового позитивизма можно обнаружить ещё в Древнем Риме, в котором была создана одна из самых развитых систем римского права. Так как западная Европа во многом наследовала римскую культуру, то и там первоначально возобладал позитивистский подход в юриспруденции. Однако в эпоху Средневековья активно развивалась доктрина естественного права, согласно которой, в противовес позитивистской, определённый круг правовых норм понимается как некая данность, присущая человеку по факту его рождения. Отсюда проистекало и, например, приветствование многими мыслителями идеи народного восстания против правителя, умаляющего естественные права подданных. Полемика между позитивизмом и доктриной естественного права в эпоху Средних веков объясняется и господством религиозного мировоззрения, которое предполагало превосходство божественной воли над волей суверена, а естественное право декларировалось как данность людей, определённая Богом.

Положение правового позитивизма в юридической науке изменилось с наступлением Нового времени. После того, как началось активное формирование светского государства и соответствующего ему мировоззрения, основным источником права стал признаваться суверен, а право стало пониматься как волеизъявление конкретного государства с определённым порядком. Такая трансформация мировоззрения предопределила развитие правового позитивизма.

Серьёзный прорыв в своём развитии правовой позитивизм получил в XIX веке, когда вся западная Европа была охвачена волной революций, толчок которым дала ещё Великая французская революция. Это привело к небывалому усилению позиций либеральных, демократических идей. В таких условиях для сохранения целостности государств было необходимо обосновать связь между государством и провозглашёнными правами и свободами людей, поэтому представители позитивистской школы разработали систему аргументов и положений в пользу монопольного права государства на установление законов, частью которых в том числе становились и вновь провозглашённые свободы.