Юсти, Людвиг


Лю́двиг Ю́сти (нем. Ludwig Justi; 14 марта 1876, Марбург — 19 октября 1957, Потсдам) — немецкий историк искусства и музейный работник. В 1909—1933 годах служил директором Национальной галереи Берлина. Известен как создатель первого музея современного искусства в берлинском Дворце кронпринцев.

Юсти происходил из известной учёной гессенской семьи. Его дядя Карл Юсти — известный искусствовед. Отец Людвига Фердинанд — востоковед и профессор Марбургского университета. В 1894 году Людвиг окончил гимназию в Марбурге и поступил учиться в Берлинский университет имени Гумбольдта. Работал научным ассистентом при Государственных музеях Берлина. В 1901 году защитил докторскую диссертацию по творчеству Альбрехта Дюрера и в 1902 году получил в Берлинском университете должность приват-доцента. С 1903 года преподавал в Университете Галле. В 1904 году был назначен директором Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне. В этот период он приобрёл первую в коллекции музея работу Клода Моне, а также картину Рембрандта «Ослепление Самсона». В 1905 году в Штеделевском институте его сменил Георг Сваценски, а Юсти получил должность первого постоянного секретаря Прусской академии искусств в Берлине. 2 ноября 1909 года Людвиг Юсти сменил Гуго фон Чуди на посту директора Национальной галереи Берлина.

Вернувшись с фронта Первой мировой войны, Юсти основал так называемый Новый отдел Национальной галереи Берлина во Дворце кронпринцев, который пополнил коллекцию галереи произведениями современного искусства и считался первым и наиболее значительным музейным собранием такого типа. Основным художественным направлением коллекции Нового отдела стал экспрессионизм. Долгие годы Юсти пришлось по этому поводу вести научную полемику с Карлом Шефлером, которая в публицистике и истории культуры Веймарской республики получила название «Музейная война». В 1930—1933 годах Юсти издавал журнал «Музей современности» (нем. Museum der Gegenwart), претендовавший на внимание всех читателей, интересующихся современными музейными концепциями, приобретениями, музейной архитектурой и современным искусством в целом.

С приходом к власти национал-социалистов Людвиг Юсти был снят с должности в 1933 году. Он отказался выйти досрочно на пенсию, работал музейным куратором в художественной библиотеке и занимался публицистикой.