Канккунен, Юха


Юха Матти Пеллерво Канккунен (фин. Juha Matti Pellervo Kankkunen) (род. 2 апреля 1959) — финский автогонщик. Четырёхкратный чемпион мира по ралли. Победитель Ралли Дакар 1988 года.

Считается одним из наиболее успешных раллистов. Свои титулы в чемпионате мира финн завоевал за рулём машин трёх разных марок (первый, кому такое удалось): Peugeot (1986), Lancia (1987 и 1991) и Toyota (1993). Юха Канккунен стал первым, кто смог отстоять титул чемпиона мира по ралли, затем он стал первым в мире трех- и четырёхкратным победителем чемпионата мира по ралли (впоследствии было повторено Томми Мякиненом, и превзойдено Себастьяном Лёбом и Себастьеном Ожье). Также Канккунену принадлежат два мировых рекорда скорости на льду (2007, 2011).

Юха Канккунен родился в Лаукаа недалеко от Ювяскюля — города, именуемого раллийной столицей Финляндии. Здесь он и принял участие в своём первом ралли в классе WRC за рулём Ford Escort RS, финишировав на 14-м месте в общем зачёте и вторым с своей зачётной группе. В период с 1983 по 1985 годы финн выступал за рулём Toyota Celica, на которой в сезоне 1985 года одержал свою первую победу на Ралли Сафари.

В 1986 году он пересел за руль Peugeot 205 Turbo 16, и, одержав за год три победы, завоевал корону чемпиона мира, став самым молодым в истории обладателем титула на тот момент[1]. Любопытный случай произошёл во время Ралли Сан-Ремо 1986 года. Канккунен лидировал в гонке, однако итальянские организаторы в определённый момент сняли французскую команду с этапа, якобы из-за использования аэродинамического оперения автомобиля неправильной (неомологированной) формы. Позже специальная комиссия ФИА проверила машины Peugeot и не нашла нарушений. Однако гонка уже состоялась, а пилотам этой команды не позволили показать результаты. Поэтому итоги соревнований решили аннулировать, это единственный случай такого рода в истории WRC. Перерасчёт итоговых очков в личный зачёт привёл к тому, что чемпионский титул 1986 года достался не Маркку Алену, а Юхе Канккунену[2][3].

Через год Канккунен повторил успех, став первым в истории, кто смог отстоять титул и первым чемпионом мира по ралли на машине Группы A. При этом он выступал в команде Martini Lancia[англ.], с пилотами которой вёл принципиальную борьбу весь предыдущий год. Также он добыл первый титул для модели Lancia Delta HF 4WD, которая вместе со своими модификациями в будущем станет легендарной для WRC[4][5].

В 1988 году финн вернулся в Toyota, где за два года выступлений одержал только одну победу. На Toyota Celica ST185, за рулём которой он выступал, часто возникали технические проблемы, из-за которых пилоту часто приходилось завершать этапы ралли досрочно. Неудачи вынудили Канккунена покинуть японскую команду и в 1990 году он вернулся в Lancia. В этой команде в 1991 году он вновь стал чемпионом, став в то время первым пилотом, сумевшим трижды завоевать чемпионский титул в WRC.