Юшкевич, Павел Соломонович


Павел Соломонович Юшкевич (29 июня 1873, Одесса — 6 декабря 1945, Москва) — русский философ, публицист и переводчик[2]. Он был активистом меньшевиков и участвовал в 1908 году в качестве одного из русских  (англ.) махистов в Очерках по философии марксизма. Эта публикация вызвала критику, отразившуюся в работе Ленина Материализм и эмпириокритицизм. К 1920-м годам Юшкевич оставил политическую деятельность и с 1922 года работал в Институте марксизма-ленинизма в Москве.

Родился в Одессе в семье мелкого коммерсанта[3] Соломона Моисеевича Юшкевича (1839—1895) и Анны (Этель) Григорьевны Юшкевич (в девичестве Волошиной, ?—1917), в которой был одним из четырнадцати детей[4]. Учился во Второй Одесской гимназии (окончил в 1891 году)[5], где стал активным участником марксистского кружка[2]. Однако за участие в социал-демократическом движении он был арестован и заключён в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Кишинёв, где проявил особый интерес к математике. Он отправился в изгнание во Францию и изучал математику в Сорбонне в Париже. После окончания университета Павел вернулся в Одессу. Здесь он должен был посещать лекции, чтобы получить квалификацию, признанную в России[6]. Как участник фракции меньшевиков РСДРП принимал участие в революции 1905 года. Позже он стал журналистом в Петербурге.

После 1917 года работал в Одесском горсовете, где служил в статистическом отделе, а также читал лекции по философии. С 1922 года находился в Москве, где устроился в Института Маркса и Энгельса (проработал там до 1930 года). Занимался в основном переводами философской литературы (был первым переводчиком «Диалектики природы» Фридриха Энгельса, а также перевёл ряд произведений Клода Адриана Гельвеция, Поля Анри Гольбаха, Дени Дидро, Готфрида Вильгельма Лейбница и других).

Юшкевич не видел необходимости в том, чтобы марксизм боялся «буржуазных теорий», утверждая, что если бы марксизм был так силён, как он предполагал, то он просто ассимилировал бы другие теории, а не был бы ассимилирован ими.[7]

В трудах «Материализм и критический реализм» (1908) и «Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма» (в сборнике «Очерки по философии марксизма», 1908) выступал с критикой философии ортодоксального марксизма как махист, субъективный идеалист и представитель эмпириосимволизма как направления в гносеологии. По Юшкевичу, марксизм может стать целостным мировоззрением, но пока единой марксистской философии нет, а есть несколько «марксистско-образных» философий; диалектический материализм он сужал сугубо до эволюционистского и релятивистского позитивизма, а в историческом материализме предлагал дополнить «социально-психологический» аспект «социально-космическим».