ЯМЗ-530


ЯМЗ-534/535/536/537 — семейство рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей производства ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), входящего в состав «Группы ГАЗ». Совместная разработка с австрийской инженерной компанией AVL List[en]. Двигатели соответствуют требованиям Евро-4 и Евро-5.[1]

Разработка, изготовление и испытания опытных образцов шли в 1995—2002 и 2005—2008 годах. К 2009 году была произведена опытная партия двигателей для проведения стендовых и дорожных испытаний и велось строительство завода[1]. Запуск завода по производству дизелей в заволжской части Ярославля состоялся 23 ноября 2011 года; предполагается, что до 2014 года ЯМЗ будет собирать 25 тысяч двигателей в год, а после увеличит объёмы в два раза.[2]

В марте 2010 года Институт Адама Смита наградил ярославский моторный завод «Автодизель» премией в номинации «Лучшая инновация/технологический прорыв» за осуществление проекта по разработке семейства двигателей ЯМЗ-534/536.[3]

В 2022 году в связи с междунородными санкциями были прекращены поставки топливной аппаратуры Bosch. В результате была анонсирована разработка двигателей ЯМЗ-535 и ЯМЗ-537[4], которые, помимо замещения импортных компонентов, имеют увеличенный рабочий объём за счёт коленчатого вала новой конструкции.[5][6].

В 2012 году началось серийное производство автобусов ПАЗ и КАвЗ с двигателями ЯМЗ-534. Шестицилиндровые двигатели ЯМЗ-536 устанавливаются на модели ЛиАЗ-5256, включая городскую, пригородную и междугородную версии, а также на ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213 (начиная с версии Евро-5). Четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 применяется также на автобусе среднего класса ЛиАЗ-429260. Павловский автобусный завод устанавливает четырёхцилиндровые двигатели ЯМЗ-5342 с диапазоном мощности 150...170 л. с. на автобусы семейств ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204, а также на автобусы новейшего семейства Vector Next.[7]

В 2013—2014 годах на Минском автомобильном заводе произвели и реализовали более 7 тысяч единиц техники с двигателями ЯМЗ-536.[8]