Явейн, Никита Игоревич


Ники́та И́горевич Яве́йн (род. 4 августа 1954, Ленинград) — советский и российский архитектор, народный архитектор Российской Федерации (2022)[1], заслуженный архитектор Российской Федерации (2001)[2], действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Российской Академии художеств), руководитель Архитектурного бюро «Студия 44». Лауреат Государственной премии РФ (1998).

Родился 4 августа 1954 года в Ленинграде. Отец — архитектор Игорь Явейн. Окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института.

Работал в различных проектных архитектурных институтах. С 1994 по 2003 год был председателем комитета государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Является сторонником современной архитектуры и противником строительства зданий в стиле неоклассицизма в историческом центре Петербурга, и крайне негативно относится к градозащитникам и их сторонникам, обвиняя их в том, что они требуют подражать и копировать «имперскую архитектуру», игнорируя принципы демократических ценностей[4], он уверен, что люди, не имеющие архитектурного образования, не способны давать объективное мнение и не имеют никакого права влиять на архитектурные проекты, поэтому является сторонником закрытых архитектурных конкурсов[4][5]. В частности, архитектор крайне отрицательно отнёсся к созданию списков диссонирующих объектов в центре города, назвав это «вкусовщиной и никому ненужным документом»[6].

По мнению Явейна новые здания не должны скрывать даты своего рождения, но при этом их архитектура должна наследовать традициям архитектурной школы Санкт-Петербурга и Ленинграда и центру Петербурга нужны чёткий регламент строительства и программа сохранения и развития, без которых целые фрагменты городской среды обречены на физическое и моральное обветшание[4][5].

Явейн уверен, что здание должно быть грамотно спроектировано и сочетаться с окружающей застройкой, он признаёт наличие ряда грубых новоделов в центре города, объясняя это тем, что часто заказчик требует создания «малинового пиджака» — здания-шедевра по собственным капризам, которое в нынешних реалиях получается очередным агрессивным диссонирующим объектом[5].