Якорная цепь


Я́корная цéпь (я́корь-цéпь) или якорный кана́т (кана́т[1]) — составляющая часть якорного устройства, обычно судна или корабля.

Ранее, в Российской империи, якорный канат, как и все снасти, мерился на дюймы, по окружности[2]. В Волжском крае канат якорный назывался — шеймой[3]. Капать или шейма при дреке называется Дректо́у или дректо́в[4].

В период развития цивилизаций происходило и усовершенствование морского дела, в частности применения удержания плавучего средства (плота, лодки, судна, корабля) на месте. Для успешного удержания и был придуман якорь, и соответственно к нему применены верёвка, позже канат и цепь. До первой четверти XIX века якорный канат был пеньковым[5]. Позже якорный канат (Канат якорный[6]) железный или стальной из овальных звеньев с распорками, которая присоединяется к серьге якоря и пропускается через клюз внутрь судна (корабля) или по средней палубе (на больших судах (кораблях)), или верхней (на малых), смотря по тому, где установлен шпиль.

Канат или цепь для якоря служит для соединения якоря с корпусом судна (корабля). Цепь состоит из пяти — 13 смычек (участков якорной цепи длиной 25 метров на судах советской постройки и 27,5 метров на судах иностранной постройки), соединённых специальными разъёмными звеньями (звенья Кентера).

Жвака-галс — узел крепления концевого участка якорной цепи к корпусу судна. Имеет быстроразъёмное соединение для освобождения судна от якорной цепи в аварийной ситуации. Освобождение носка откидного гака вместе с заложенным в него концевым звеном коренной смычки в некоторых системах производят дистанционно — привод машинки разворачивает стопорную скобу, которая освобождает носок откидного гака, и освободившаяся часть якорной цепи под действием силы тяжести вылетает за борт.

Движение якорной цепи обеспечивают механизмом, представляющим собой устройство с барабанами и цепными звёздочками. Устройство с вертикально расположенной осью вращения барабанов называют «шпилем», с горизонтально — «брашпилем».