Янсенизм


Янсени́зм (лат. Iansenismus) — религиозное движение в католической церкви XVIIXVIII веков, зародившееся и получившее наибольшее распространение во Франции в XVII-XVIII веках. Оно стало реакцией на влияние католической церкви и абсолютизма. Со временем было осуждено как ересь.

Само определение янсенизма проблематично, так как сами янсенисты редко принимали это название, считая себя просто католиками. Впрочем, характерна для них была решимость строго придерживаться учения Святого Августина о благодати, понимаемое как отрицание человеческой свободы ради того чтобы творить добро и обрести спасение. По их мнению, это возможно лишь благодаря божественной благодати. Янсенисты также отличаются своим нравственным ригоризмом и враждебностью по отношению к обществу Иисуса (иезуитам) и его казуистике как слишком большой власти Святого Престола. С конца семнадцатого века это духовное течение приобретает политический аспект, поскольку противники королевского абсолютизма зачастую отождествлялись с янсенистами.

Янсенизм зародился в самом сердце католической Реформации. Название производится от имени епископа Ипрского Корнелия Янсения, автора основополагающего текста: Августин, опубликованного посмертно в Лёвене в 1640 году. Эта работа является кульминацией многолетних споров о благодати, наложившихся на растущую враждебность части католического духовенства по отношению к обществу Иисуса; трактат стремится установить истинную позицию Августина по этому вопросу, которая будет противопоставляться позиции иезуитов, придававших слишком важное значение человеческой свободе.

Трактат Августин вызывает горячие споры, особенно во Франции, где пять якобы еретических тезисов берутся из сочинений учёных, враждебно настроенных по отношению к епископу Ипрскому; тезисы были осуждены папой в 1653 году. Защитники Янсения проводят различие между "правом и фактом": тезисы действительно были бы еретические, но в "Августине" их нет. Они также борются и с достаточно слабой казуистикой иезуитов, особенно с "Письмами провинциала" Блеза Паскаля, пишут подложные письма в их защиту, вызвавшие широкий резонанс во французском мнении. В то же время благодаря высокому положению Аббатства Пор-Рояль янсенистская духовность крепнет и завоёвывает всё большую популярность.

Однако считавшиеся врагами монархии янсенисты очень скоро сделались объектом враждебности королевской власти: Людовик XIV и его преемники начали жестокие гонения на них. Также и папы стали проявлять к ним всё большую строгость, в частности, сочинив Буллу Unigenitus в 1713 году. В этом контексте янсенизм в XVIII в. идентифицируется с борьбой против абсолютизма и ультрамонтанизма. Таким образом, священнослужители, поддерживающие Французскую революцию и гражданскую Конституцию духовенства, в значительной степени являются янсенистами. Однако в XIX в. янсенизм ослабел и исчез, поскольку первый Ватиканский собор окончательно положил конец большинству дебатов, вызвавших его появление.