Японская керамика


Японская керамика — одна из старейших в мире, наиболее ранние образцы датированы началом периода Дзёмон (15 000 — 11 800 годами до н. э.)[1][2]. Другая особенность японской керамики — необычайная развитость, вызванная широким распространением чайной церемонии[2]. Значительная часть керамических изделий Японии характеризуется нестандартным и «естественным» внешним видом, в том числе намеренно оставленными «дефектами» поверхности, потёками, трещинами и пузырями глазури, следами пальцев и так далее[3], выражая традиционные эстетические представления японцев — стремления к беззастенчивости, элегантности, скромной простоте.

Около десяти тысяч лет японское производство керамических изделий развивалось изолированно, в начале нашей эры на него стали оказывать влияние контакты с другими азиатскими странами. В конце XVI века активный период заимствования кончился, но при этом японские мастера-керамисты продолжали непрерывно совершенствовать свои технологии. После модернизации страны и её открытия для Западных стран производство керамики получило новый стимул для своего развития[2].

Первые образцы керамики — глубокие миски — обжигались в открытых ямах при низких температурах. В V веке нашей эры из Кореи была привезена печь для обжига[en], которая позволяла достигать значительно более высоких температур. Период ранней керамики продолжался до конца периода Хэйан (1185)[4].

Вплоть до XV века глазурованная керамика уступала в популярности неглазурованной, однако совершенствование технологий привело к вытеснению неглазурованных предметов на периферию гончарного мастерства, за исключением чайных принадлежностей. Развитие гончарного дела тесно связано с возросшей популярностью чайной церемонии и объединением страны в начале XVII века, а также влиянием китайских и особенно корейских традиций. В Японию не только экспортировались изделия из этих двух стран, но и эмигрировали корейские мастера[5]. Среди гончарных центров большую популярность снискали печи Сето и Мино, где производили изделия «сино» с толстой белой глазурью. Появившийся в XVII веке японский фарфор на полвека превратился в один из главных японских товаров.

Современная японская керамика остаётся весьма консервативной, в частности, благодаря реакционным настроениям, возникшим в ответ на модернизацию в период Мэйдзи. Успешно действует несколько инициатив, направленных на возрождение древних стилей с использованием соответствующих технологий.