Яхонт (клипер)


«Яхонт» (рус. дореф. Яхонтъ) — деревянный парусно-винтовой клипер I ранга Российского императорского флота. Принадлежал к 3-й серии клиперов, построенных в 1862—1863 годах по типу клипера «Алмаз». Служил на Балтийском флоте. Приказом № 175 от 11 июня 1867 года «Яхонт» переклассфицирован из I ранга во II ранг. 7 ноября 1881 года исключён из списков кораблей Российского императорского флота и продан на слом.

Проект клиперов был разработан в рамках выполнения судостроительной программы 1857 года в Морском ведомстве России под руководством Н. П. Козлова и А. А. Иващенко. Общее техническое руководство проекта осуществил член Пароходного комитета капитан 2-го ранга И. А. Шестаков, непосредственное руководство при исполнении проекта было поручено А. А. Попову. По этому проекту, с доработками, было построено четыре серии клиперов: в 1855—1857 годах шесть клиперов типа «Разбойник»; в 1859—1862 годах три типа «Гайдамак»; в 1860—1863 годах четыре типа «Алмаз»; в 1875—1880 годах восемь типа «Крейсер»[1].

Корабли предназначались для крейсирования на океанских коммуникациях противника при начале возможных боевых действий. Эта идея принадлежала И. А. Шестакову, и она была поддержана великим князем Константином Николаевичем[2].

Клипер построен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге. 30 октября 1860 года его зачислили в списки. Официальная церемония закладки прошла 2 августа 1861 года. Строителем назначен Корпуса корабельных инженеров штабс-капитан Свистовский. 6 октября 1862 года клипер был спущен на воду. «Яхонт» стал последним крупным военным кораблём, спущенным на воду на этой верфи (после, на этой верфи было построено только несколько канонерских лодок и портовых судов).

Корпус был выстроен из курляндского, польского и казанского дуба с элементами тика, красного дерева, лиственницы и сосны. Скрепления в подводной части были медными, а в надводной — железными. Стоимость клипера без главных механизмов составила 358 423 рублей. Размерения клиперов типа «Алмаз» были одинаковыми: длина 73,15 метра (240 футов), ширина 9,14 метра (30 футов), 1585 тонн полного водоизмещения, осадка 4 метра носом и 4,7 метра кормой.

Паровая машина в 350 номинальных л. с. была заказана в Бельгии на заводе Коккериль за 157 274 рублей 50 копеек.