23-я улица (Манхэттен)


23-я улица (англ. 23rd Street) — двусторонняя улица в Мидтауне Манхэттена, в Нью-Йорке, США; одна из основных магистралей, пересекающих остров с востока на запад. Улица проходит от Одиннадцатой авеню на западе до магистрали ФДР на востоке.

Улица появилась после принятия в 1811 году комплексного плана развития Манхэттена[1]. На ней были построены знаменитые отели, среди которых Отель Пятой авеню и Челси, а также множество театров. На улице находятся исторические небоскрёбы Флэтайрон-билдинг, Метлайф-тауэр и построенный в 2013 году Уан-Мэдисон.

Как и другие нумерованные улицы боро, 23-я улица делится Пятой авеню на западную и восточную части. Обе берут начало у Мэдисон-сквера, входящего в район Флэтайрон. От Шестой авеню и дальше Западная 23-я улица пролегает через квартал Челси[2]. На востоке, начиная от Лексингтон-авеню, по улице проходят границы района Кипс-Бей, расположенного к северу[3], и Грамерси[4] и Питер-Купер-Виллидж — к югу[5].

Улица появилась в результате реализации генерального плана застройки Манхэттена, принятого в 1811 году. Ширина улицы была установлена равной 100 футам (около 30 метров)[1]. Также согласно плану 23-я улица наряду с 34-й улицей и Третьей и Седьмой авеню должна была выступать в качестве границы территории площадью 1 км², свободной от застройки. На ней предполагалось проводить военные сборы[6]. Впоследствии в 1847 году на этой территории был разбит Мэдисон-сквер площадью менее 3 га[7].

К середине XIX века улица стала частью обширной транспортной сети, соединяющей железнодорожный вокзал в районе нынешнего квартала Хадсон-Ярдс между 30-й и 32-й улицей и нижележащие улицы. Паровозам того времени было запрещено ходить ниже 30-й улицы из-за опасности взрыва парового котла, поэтому пассажиры поездов, курсирующих между Нью-Йорком и городами к северу от него, были вынуждены доезжать до вокзала и пересаживаться на конку. Остановки конки располагались в том числе на 23-й, 14-й улицах, Кристофер- и Чеймберс-стрит[8].

Также в 1870-х годах вдоль Шестой авеню была проложена эстакадная железная дорога[9], что заметно увеличило приток покупателей в местные магазины[10]. Линии надземки со станциями на 23-й улице были проложены также вдоль Второй авеню в 1880 году[11], Третьей авеню в 1878 году[12] и Девятой авеню в 1867 году[13]. К середине XX века все они были снесены, после того как параллельно им были построены подземные линии метрополитена[14]. Ныне на улице находятся пять станций метро[15].