Красноперекопск — Симферополь (автодорога)


Автодорога Красноперекопск — Симферополь — путь сообщения в Крыму, протяжённостью 115 км (с подъездами — 116 км). В России имеет статус автомобильной дороги регионального значения и обозначение 35К-001[4], на Украине — статус национальной дороги и обозначение Н-05[5]

Начинается в Красноперекопске, проходит через Первомайское, Войково и заканчивается в городе Симферополе[6].

Современное шоссе проложено по старинному тракту на Перекоп. По нему, согласно ордерам князя Потёмкина от 14 марта 1787 года, проходил путь путешествия Екатерины II в Тавриду[7]. Время придания дороге статуса почтового тракта пока не установлено: почтовые станции описываются уже Петром Палласом, проехавшим этим путём в 1793 году. Он же упоминает расставленные вдоль тракта екатерининские вёрсты и мили, прекрасный каменный сводчатый мост, построенный турками через Чатырлык[8]. Изначально почтовых станций было пять: Юшунь, Дюрмень, Айбар, Тре-Аблам и Сарабуз[9]. До постройки железной дороги тракт через Перекоп был основным путём в Симферополь и все путешествующие XIX века оставили о нём краткие описания, сводящиеся к дороге по унылой плоской степи: П. И. Сумароков в 1799 году[10], Ш. Монтандон в 1833-м[9], М. А. Сосногорова в «Путеводителе по Крыму для путешественников» 1871 года[11].

О проезжем тракте Перекоп-Симферополь керченский градоначальник Ф. Ф. Вигель в 1827 году утверждал, что «ничто не может быть отвратительнее дороги из Перекопа в Симферополь». Зимой по ней практически не было проезда из-за грязи, летом путешественники старались быстрее ее проехать не останавливались на почтовых станциях, которые из-за этого влачили жалкое существование. По всей дороге Вигель в марте лишь на станции Дюрмень (Мамут) смог найти «конурку» для ночлега, «на всех же других зимой нечем топить»[12].

К 1840-м годам почти на каждой станции к услугам путешественников был трактир, и на многих комнаты для постоя. Накануне Крымской войны сообщение настолько увеличилось, что параллельно с большим почтовым трактом была открыта обывательская почтовая дорога от Ишуни до Сарабуза длиной в 139 верст, на которой были «устроены обывательские почтовые станции ведомства Палаты государственных имуществ»[13].

В 1850 году Ф. М. Домбровский в книге «Обозрение Южного берега Крыма : пособие для путешествующих», так охарактеризовал дорогу: "Почтовая дорога от Перекопа до последней к Симферополю станции Сарабуз однообразна и скучна"[13].