35-мм киноплёнка


35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1889 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3][4][5][6]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм[7]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса[8]. Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет[9][10]. Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[11]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[12]. Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защитного промежутка, став стандартом немого кино[6][13]. С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до формата «Мувитон» 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы)[14].