Aichi D1A


Айти D1A (яп. 九四式艦上爆撃機, палубный бомбардировщик, тип 94/96) — японский палубный пикирующий бомбардировщик времён японо-китайской и Второй мировой войн. Разрабатывался компанией Aichi. Кодовое название по классификации союзников — «Сьюзи» (англ. Susie).

Технику бомбометания с пикирования в 1926 году одними из первых в мире применили лётчики ВВС США, когда палубные морские истребители Curtiss F6C Hawk[англ.] на высоте 760 м переходили в пикирование под углом 45 градусов, а на высоте 120 м сбрасывали бомбы. Через год на больших военно-морских учениях лётчики продемонстрировали эту технику в присутствии иностранных военных атташе. Если Западная Европа скептически восприняла подобную технику (за исключением Германии, внедрившей подобную методику для пилотов бомбардировщиков Junkers Ju 87), то Япония внимательно изучила результаты доклада и стала заниматься внедрением американских методов производства авиатехники, а заодно и тактики бомбометания с пикирования.

В 1929 году в США прибыл морской офицер Дзюньитиро Нагахата из Морского технического института города Йокосука, известного как «Йокосо». Нагахата стремился изучить технологические приёмы производства авиатехники в США, а также заодно ознакомиться с разрабатываемыми проектами морских пикирующих бомбардировщиков. За несколько месяцев он получил сведения о проектах бомбардировщиков Martin XT5M-1[англ.], Vought O2U[англ.] и Curtiss F8C Helldiver, причём больше всего японцы интересовались последним. Американцы использовали специальную трапецию, которая не позволяла бомбе попасть в винт при сбросе с пикирования. После возвращения Нагахата доложил о результатах поездки и настоял о включении разработки морского пикирующего бомбардировщика в техническое задание спецификации «6-Shi», которую разработали в начале 1931 года. В спецификации проект получил обозначение «Специальный бомбардировщик».

Руководителем проекта был назначен тот же Нагахата, а Морской технический институт стал к тому моменту Морским арсеналом Кусо. Детальным проектированием стал конструктор фирмы «Накадзима» Роёдзо Ямамото. Проект бомбардировщика подвергся сразу же первым изменениям: в экипаж, помимо пилота, решили включить и стрелка. Первый прототип был построен в ноябре 1932 года, а через месяц — второй. Испытания на пикировании состоялись 26 ноября 1932, однако закончились трагедией из-за ошибки конструктора. Шеф-пилот фирмы «Накадзима» Цунэо Фудзимаки не смог вывести самолёт из пике и врезался в землю, погибнув на месте. По свидетельствам очевидцев, пилот несколько раз безуспешно пытался выйти из пике, «поднимая нос». Второй прототип из-за плохой управляемости и устойчивости проходил испытания, но вскоре проект закрыли.