Alibaba Group


Alibaba Group (кит. упр. 阿里巴巴集团, палл. Алибаба́ цзитуа́нь) — китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, владелец веб-порталов Taobao.com, Tmall, Alibaba.com, AliExpress и ряда других. Основными видами деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B и розничная онлайн-торговля; также владеет одной из крупнейших в мире инфраструктур для облачных вычислений, имеет активы в сфере СМИ и индустрии развлечений. Компания действует, прежде всего, в КНР. Официально зарегистрирована на Каймановых островах, штаб-квартира расположена в Ханчжоу.

Основана Ма Юнем, известным как Джек Ма, в 1999 году с 17 компаньонами в городе Ханчжоу, где был зарегистрирован интернет-сайт Alibaba.com. С самого начала Alibaba рассматривался как площадка для продаж товаров малого и среднего бизнеса. 28 июня 1999 года компания Alibaba Group была зарегистрирована на Каймановых островах[3]. В конце этого же года получила инвестиции от американского инвестиционного банка Goldman Sachs (5 млн долл.) и японской компании SoftBank (20 млн $). К 2002 году сайт начал приносить прибыль (комиссионные от сделок начали превышать расходы на развитие инфраструктуры), и в 2003 году у компании появились новые структуры: сайт Taobao для торговли товарами и услугами между потребителями (C2C), платёжная система Alipay и другие. Alibaba Group стремилась занять как можно большую часть китайского рынка электронной коммерции, поскольку о выходе на этот рынок в 2003 году заявила американская компания eBay; одной из мер для повышения конкурентоспособности была бесплатная регистрация на сайтах[4].

В 2005 году компания Yahoo! приобрела 43 % акций компании[5], но 18 сентября 2012 года Alibaba Group закончила обратный выкуп 20 % собственных акций, находившихся в собственности Yahoo! В ноябре 2007 года акции были размещены на Гонконгской фондовой бирже, но в 2012 году компания осуществила их делистинг[6]; 26 ноября 2019 года акции компании были повторно размещены на Гонконгской фондовой бирже[7].

В 2008 году Taobao запустила отдельный сайт Taobao Mall (Tmall.com), на котором в качестве продавцов выступают компании (от малого бизнеса до транснациональных корпораций). В 2011 году Taobao был разделён на две отдельные структуры в составе Alibaba Group, Taobao Marketplace и Tmall[4]. В 2009 году была основана дочерняя компания Alibaba Cloud для осуществления облачных вычислений как для нужд собственных сайтов, так и для сторонних клиентов. На 31 марта 2011 года количество зарегистрированных пользователей сайтов в системе Alibaba Group превысило 65 млн из 240 стран и регионов.