Alipay


Alipay (кит. 支付宝) — одна из крупнейших платёжных систем, входящих в Alibaba Group. Основана в 2004 году. Кроме использования внутри группы для оплаты предлагаемых Alibaba Group продуктов, данную платёжную систему также используют более 460 тысяч других компаний.[1] Не так давно компанией была разработана система оплаты заказа напрямую с мобильного телефона, а также заключён договор о сотрудничестве с одним из крупнейших операторов сотовой связи Китая China Unicom[2][3]

Сервис был впервые запущен компанией Taobao в 2003 году.[4] Число зарегистрированных пользователей по состоянию на 6 июля 2009 года превысило 200 млн, а ежедневный оборот превысил 700 млн юаней[5].

Народный банк Китая, центральный банк Китая, в июне 2010 года издал правила лицензирования сторонних платежных провайдеров. Он также издал отдельные руководящие принципы для платежных учреждений, финансируемых из-за рубежа.Из-за этого Alipay, на долю которой приходилось половина рынка небанковских онлайн-платежей в Китае, была реструктурирована как отечественная компания, контролируемая генеральным директором Alibaba Джеком Ма, чтобы облегчить одобрение лицензии регулирующими органами.

Передача права собственности Alipay в 2010 году была спорной, в 2011 году СМИ сообщили, что Yahoo! и Softbank (контролирующие акционеры Alibaba Group) не были проинформированы о продаже по номинальной стоимости. Китайские деловые издания Century Weekly раскритиковали Ма, который заявил, что совет директоров Alibaba Group был осведомлен об этой сделке.[6] Этот инцидент был подвергнут критике в иностранных и китайских СМИ как наносящий ущерб иностранному доверию к китайским инвестициям.[7] Спор о собственности был разрешен Alibaba Group, Yahoo! и Softbank в июле 2011 года.[8]

По состоянию на декабрь 2010 года в платёжной системе Alipay было зарегистрировано более 550 миллионов пользователей, при этом каждые сутки осуществляется около 8,5 миллионов транзакций, что в денежном эквиваленте составляет 385 млн долл. По результатам 2011 года доля платёжной системы Alipay в сегменте электронных платежей превысила 50 %, что составляет ориентировочно 46 млрд долларов.

В 2013 году Alipay запустила платформу финансовых продуктов под названием Yu'ebao (кит. 余额宝).[9] Alibaba (материнская компания Alipay) сообщила, что в середине 2016 года у нее было 152 миллиона пользователей Yu'ebao, а средства под управлением составляли 810 миллиардов юаней (117 миллиардов долларов США). По состоянию на июнь 2013 года у компании все еще было то, что она назвала "незначительной проблемой с оформлением документов" с Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая, но компания заявила, что планирует расширить продукт, пока они будут разбираться.[10]