Avro York


Авро Йорк (англ. Avro York) — британский транспортный и пассажирский самолёт созданный на основе тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика Авро Ланкастер. Один из прототипов «Йорка» с бортовым номером LV633 служил премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю в качестве личного транспорта.

Появление на свет «Авро Йорк» — заслуга главного конструктора фирмы Роя Чэдвика. В 1941 году он приступил к проектированию транспортного самолёта на базе тяжёлого бомбардировщика «Ланкастер», совершившего свой первый полёт в январе этого же года и подготавливаемого к запуску в массовое производство. Несмотря на отсутствие официальной поддержки и необходимость направления всех усилий на проектирование и производство столь необходимых истребителей и бомбардировщиков, чертежи нового самолёта были готовы к февралю следующего года. Ещё через пять месяцев, 5 июля, прототип с бортовым номером LV626 совершил свой первый полёт с аэродрома Рингуэй в Манчестере. Самолёт, названный Йорк, имел вместительный фюзеляж почти прямоугольной в поперечном сечении формы и заимствованные от «Ланкастера» крылья, двигатели Роллс-Ройс Мерлин, шасси и хвостовую секцию фюзеляжа с стабилизатором и килями.

Испытания самолёта прошли успешно и Министерством авиации был выдан заказ на постройку ещё трёх прототипов в соответствии со спецификацией C.1/42. Планировалось оснастить два прототипа двигателями Роллс-Ройс Мерлин, а другие два — двигателями Бристоль Геркулес VI, но фактически все выпущенные прототипы имели двигатели Мерлин. Единственным «Йорком» с двигателями Бристоль стал переоборудованный LV626, эта модификация получила обозначение Йорк C Mk II.

Второй прототип LV629 построен как пассажирский самолёт и имел соответствующую отделку салона. Третий прототип LV633 создавался специально как VIP-транспорт и летающий конференц-зал для Уинстона Черчилля. Он имел роскошную отделку и восемь больших прямоугольных окон вместо обычных круглых иллюминаторов. Выяснилось при этом, что возросшая площадь поперечного сечения нового фюзеляжа вызвала потерю путевой устойчивости, что обусловило необходимость установки третьего киля. Такое трёхкилевое хвостовое оперение имели все последующие «Йорки», оно также было установлено на первый прототип LV626 во время замены на нём двигателей на Бристоль Геркулес. Четвёртый прототип LV639 изготовлен в качестве парашютно-десантного и был снабжен подфюзеляжным люком, однако испытания показали, что воздушные потоки прижимают парашютистов к фюзеляжу и существует вероятность удара их о неубирающееся хвостовое колесо.