BAC Jet Provost


BAC Jet Provost (изначально – Hunting Percival Jet Provost) – британский реактивный учебно-тренировочный самолёт. Находился в эксплуатации в Королевских ВВС Великобритании с 1955 по 1993 год. Кроме того, экспортировался за рубеж и состоял на вооружении в ряде других государств.

В 1950 году Королевские ВВС Великобритании выпустили техническое задание на разработку реактивного учебно-тренировочного самолёта. В ответ на это задание Фирма Hunting Percival разработала на основе винтомоторного (поршневого) самолёта Percival Provost самолёт Jet Provost. Первый полёт его опытного экземпляра XD674 состоялся 26 июня 1954 года под управлением лётчика-испытателя Дика Уэлдона (Dick Wheldon). Затем последовал заказ от КВВС на 10 самолётов Jet Provost T1. После успешного завершения государственных испытаний, проходивших в 1955 году во Втором лётном училище КВВС Великобритании на базе Халлавингтон (Hullavington), Jet Provost был официально принят на вооружение в 1957 году.

Первой серийной модификацией стал Jet Provost T3, начавший поступать в эксплуатацию в июне 1959 года. По сравнению с T1 модификация T3 имела укороченные стойки шасси и несколько изменённую конструкцию планера. Кроме того, были установлены катапультные кресла экипажа и более мощный двигатель – Armstrong Siddeley Viper 102.

15 июля 1960 года в воздух впервые поднялась следующая модификация – T4, имевшая более мощный двигатель Viper A.S.V. 11, тягой 11 кН. Она быстро поступила в эксплуатацию в нескольких лётных училищах КВВС, включая 1-е, 2-е, 3-е и 6-е.

28 февраля 1967 года состоялся первый полёт Jet Provost T5 с герметизированной кабиной экипажа и двигателем Viper 201. Её возможности позволили ВВС использовать самолёт не только для первоначальной лётной подготовки, но и для решения ряда других задач, в частности, для тактической подготовки лётного состава и отработки применения авиационных средств поражения, а также в качестве пилотажного самолёта (для демонстрационных полётов). Поставки с завода BAC в Уортоне начались 3 сентабря 1969 года. Самолёт эксплуатировался в 1-м, 3-м и 6-м лётных училищах КВВС, а также в Центральном лётном училище.

В начале 1990-х годов самолёт Jet Provost был заменён в КВВС Великобритании самолётом Short Tucano (производившийся в Великобритании лицензионный вариант Embraer EMB 312 Tucano). Были разработаны также экспортные модификации T51, T52 и T55, поставлявшиеся в Шри-Ланку, Кувейт, Судан, Ирак и Южный Йемен. Эти модификации отличались наличием вооружения, в частности, двух встроенных пулемётов калибром 7,7 мм.