BAE Harrier II


«Харриер» II (англ. Harrier II) — второе поколение штурмовиков вертикального взлёта и посадки «Харриер». Британская версия базируется на американском самолёте AV-8B, который, в свою очередь, был разработан на основе британского «Харриера» первого поколения. Снят с вооружения Королевских ВВС и ВМС Великобритании и имеет обозначения Harrier GR7/GR9. Британская версия Harrier II отличается от американской AV-8B наличием дополнительного пилона для размещения ракет под каждой консолью крыла и использованием оригинальной авионики.

McDonnell Douglas AV-8B Harrier II является развитием ранней модификации семейства штурмовиков вертикального взлета и посадки -AV-8A Harrier. Harrier ранних модификаций, эксплуатировался в подразделениях морской пехоты США и имел небольшую дальность полета и слабую бомбовую нагрузку.[1]

В конце 1973 года правительства Великобритании и США подписали соглашение о совместном проекте по созданию штурмовика вертикального взлета и посадки AV-16A "Super Harrier". Разработку планера осуществляли британская компания Hawker Siddeley и американская McDonnell Douglas, а проектирование нового двигателя "Пегас" британская Rolls-Royce и американская Pratt & Whitney.[1]

В июне 1974 года, по экономическим причинам, англичане прекратили финансирование разработки нового самолета. Фирма McDonnell Douglas приобрела лицензию на изготовление английских штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8A и создала на базе этого самолета усовершенствованный вариант AV-8B Harrier II.

В 1981 году США и Великобритания подписали договор о совместном производстве штурмовика. Сборку нового самолета было решено организовать на двух сборочных линиях: в Великобритании на заводе фирмы "British Aerospace" в г. Дансфолд и в США на заводе фирмы "McDonnell Douglas" в г. Сент-Луис.

Для летных испытаний в 1978 году были переоборудованы два самолета AV-8A и в 1981 году построены четыре предсерийных самолета Harrier II. Первый полет предсерийного самолета состоялся 5 ноября 1981 года. Летные испытания предсерийных самолетов продолжались до конца 1983 года. Поставки серийных самолетов корпусу морской пехоты США начались в январе 1984 года.[1]