Boeing 247


Boeing 247 (военное обозначение С-73) — американский 10-местный пассажирский самолёт, первый серийный цельнометаллический авиалайнер со свободнонесущим крылом, убирающимся шасси, фюзеляжем типа полумонокок и автопилотом.

В 1931 году компания "Boeing Airplane Company" приступила к разработке скоростного двухмоторного бомбардировщика ХВ-9. Ранее в 1930 году фирма построила революционный для того времени транспортный и почтово-грузовой одномоторный цельнометаллический самолет Boeing 200 Monomail, с убирающимся шасси[1].

В247 — прямой наследник экспериментального двухмоторного бомбардировщика Boeing Y1B-9, впервые поднявшегося в воздух в 1931, но не пошедшего в серию. Несмотря на то, что Boeing 200 Monomail и ХВ-9 обладали массой технических достоинств они не стали коммерчески успешными. Когда ХВ-9 был еще в чертежах руководство фирмы санкционировали разработку авиалайнера, воплотившего в себе революционные черты обеих машин[1].

Спецификация на проектируемый самолет, переданная авиакомпаниям в 1932 году, была действительно революционной. Это был первый в США цельнометаллический авиалайнер с отличными аэродинамическими характеристиками. Авиакомпании холдинга UATC (United Aircraft Transport Corp.) заказали 59 самолетов, они рассчитывали полностью обновить парк магистральных авиалайнеров[1].

Разработка В247 была отягощена внутренними разногласиями внутри Boeing. Главный инженер компании настаивал, чтобы новая машина не превосходила по размерам существующие модели; представители заказчика (в их числе Игорь Сикорский) требовали увеличения габаритов и вместительности. В итоге победили сторонники меньших габаритов, самолёт вышел десятиместным — что предопределило скорое поражение от конкурирующих машин Douglas. Конструктивной особенностью В247, унаследованной от В-9 и доставлявшей неудобства пассажирам, был лонжерон, проходивший через середину пассажирского салона.

Boeing 247 был первым двухмоторным самолетом второго поколения. Впервые на самолете была внедрена пневматическая противообледенительная система периодического действия, установленная на передних кромках крыла, киля и стабилизатора. Это был первый авиалайнер, способный продолжать набор высоты с одним работающим двигателем. Автопилот и радиооборудование позволяли летать ночью и в условиях плохой видимости. Впервые на пассажирском самолете была установлена система кондиционирования воздуха и применена эффективная шумоизоляция[1].