Boeing 80


Boeing 80 — американский трёхмоторный пассажирский самолёт 1920-х — 1930-х годов. Model 80 были построены компанией Boeing Airplane Company для собственной авиакомпании Boeing Air Transport, успешно перевозившей авиапочту и пассажиров на регулярных рейсах.

Компания Boeing Air Transport была основана 17 февраля 1927 года Уильямом Боингом для выполнения перевозок контрактной авиапочты (англ. Contract Air Mail) между Сан-Франциско и Чикаго (CAM.18) и начала эксплуатацию маршрута 1 июля 1927 года[1]. Первоначально маршрут обслуживался одномоторными бипланами Boeing 40A, которые могли перевозить четырёх пассажиров, что обеспечивало полезное дополнение к субсидируемым доходам от перевозки авиапочты.

Пассажирские перевозки на самолётах Model 40 имели успех, и компания Boeing решила разработать самолёт, предназначенный только для пассажиров. В это время на рынке многомоторных пассажирских самолетов доминировала компания Генри Форда с о своим самолетом Ford Trimotor. Boeing приступила к разработке нового пассажирского самолёта в начале 1928 года[2], конструкторам была поставлена задача создать более комфортабельный самолет, чем у конкурента. Салон 12-местного самолёта был комфортабельным и просторным. У каждого пассажира было кожаное кресло и индивидуальная лампа для чтения. На самолёте имелись водопровод с горячей и холодной водой, принудительная вентиляция и отопление[2][3][4]. Пилотская кабина была закрытой и отделена от пассажирского салона. Но теплоизоляция самолета была недостаточной, несмотря на вентиляцию и отопление салона, зимой пассажиры мерзли, а летом, спасаясь от жары, открывали окна.[2].

Прототип впервые поднялся в воздух в апреле 1928 года. Первый полёт едва не привёл к катастрофе из-за небрежности при сборке[2]. Первый завершённый самолёт Model 80, оснащённый тремя радиальными двигателями Pratt & Whitney Wasp, совершил полёт 27 июля 1928 года[5]. А через две недели Boeing 80 был передан для эксплуатации а авиакомпанию Boeing Air Transport.

Самолёт стал курсировать по маршруту Сан-ФранцискоЧикаго, делая по пути остановки в других городах. Полёт продолжался 28 часов и стоил 260 долларов[4]. На протяжении маршрута самолет совершал посадки на аэродромах восьми городов США.

Из-за возрастающего спроса на авиаперелёты в 1929 году была спроектирована увеличенная модель 80А, вмещавшая 18 пассажиров[4]. Эта модель стала первым авиалайнером, на котором появилась стюардесса.