Ford Trimotor


Форд Тримотор (англ. Ford Trimotor), неофициальное прозвище Tin Goose (с англ. — «Жестяной Гусь») — американский пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный подкосный моноплан, производившийся серийно в 19271933 годах компанией Генри Форда Ford Airplane Company. Всего было выпущено 199 экземпляров. Ford Trimotor, первый экономически выгодный авиалайнер США, находился в эксплуатации до 1989 года (последний оператор в 1966—1989 годах — почтовая служба острова Рэттлснейк, США).

Американский конструктор William Bushnell Stout первым в США начал проектировать и строить цельнометаллические транспортные самолёты. В 1925 годы он создал шестиместный самолёт Stout-2AT Air Transport. Один самолёт Stout-2AT приобрёл Генри Форд. Он использовал этот самолёт для перевозки грузов между Детройтом и Чикаго[1].

Форд всерьез заинтересовался авиабизнесом и создал собственную авиакомпанию Ford Airways. В 1925 году группа из 19 инвесторов во главе с Генри Фордом приобрели авиационную фирму Stout Metal Airplane Company, строившую одномоторные самолёты, близкие к проектам Хуго Юнкерса и имевшую опыт постройки экспериментальных цельнометаллических машин. Форд, прислушавшись к советам сына, Эдсела, поставил деньги на развитие массового пассажирского авиатранспорта, тогда ещё не существовавшего. В том же 1925 году Форд организовал соревнования на выносливость машин, в которых победил новейший (1924) трёхмоторный Fokker F.VII. По инициативе Форда схема Fokker F.VII — подкосного высокоплана с мотогондолами, подвешенными на подкосах — была взята за основу конструкторами Stout, и самолёт Форда оказался внешне очень похож на голландский образец. Первым самолётом нового предприятия стал трёхмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Новый самолёт вышел неудачным, он имел плохие лётные и посадочные характеристики. После выполнения трёх полётов Ford 3-AT сгорел во время пожара в ангаре[1].

Однако первая неудача не смутила Форда. Он поручил бригаде молодых конструкторов, во главе с Гарольдом Хаксом, создать новый авиалайнер. В результате был спроектирован и построен восьмиместный самолёт Ford 4-AT. По схеме новый самолёт был высокоплан с одним двигателем в носовой части и двумя под крыльями[1].