Bristol Britannia


Бристоль «Британия»[1] (англ. Bristol Type 175 Britannia) — британский турбовинтовой авиалайнер для линий средней и большой протяжённости. Разработан и серийно производился предприятием Bristol Aeroplane Company с 1955 г. по 1960 г в нескольких модификациях. Выпущено 85 самолётов. Впоследствии на основе Bristol Britannia были разработаны самолёты Canadair CP-107 Argus, Canadair CL-44/Canadair CC-106 Yukon и Conroy Skymonster.

Началом истории самолёта можно считать 1943 год, когда британская консультативная комиссия под руководством лорда Брабазона начала исследование будущих перспектив и потребностей гражданских авиаперевозок в Британской Империи. В ходе деятельности комиссии были выработаны требования к нескольким типам гражданских самолётов, и ряд производителей авиационной техники начали разработку прототипов для предоставления их к конкурсу.

В 1946 году Британская авиатранспортная корпорация BOAC объявила конкурс на создание пассажирского среднемагистрального самолёта. Техническое задание устанавливало расчётную дальность 4000 км и скорость 480 км/ч. Предполагалось использовать самолёт на имперских трассах в Африке и на Дальнем Востоке[2].

Раннее фирма Bristol Aeroplane создала проект гигантского авиалайнера Bristol 167 Brabazon. Это был самолёт повышенной комфортности предназначенный для беспосадочных трансатлантических рейсов. Этот амбициозный проект закончился неудачей, однако опыт, полученный при строительстве «Брабазона», пригодился главному конструктору фирмы Арчибальду Расселу при проектировании нового самолёта[2].

Пять английских авиастроительных фирм, включая «Бристоль», представили BOAC восемь проектов. Наиболее полно техническому заданию соответствовал проект «Bristol Type 175», пассажирский самолёт с четырьмя двигателями и полезной нагрузкой 5000 кг. 5 июля 1948 года Министерство снабжения Великобритании заключило контракт с фирмой «Бристоль» на постройку трёх прототипов[2].

В ноябре 1948 года BOAC разместила заказ на 25 серийных самолётов в различных вариантах компоновки пассажирского салона. К этому времени прошли успешные испытания турбовинтовые двигатели Bristol Proteus, при установки которых на проектируемый самолёт увеличивалась полётная масса и дальность полёта[2].