CA-1 Шнейдер


CA-1 Шнейдер (также CA-1 Шнайдер, фр. Schneider CA1) — французский пехотный танк времён Первой мировой войны. Первый французский танк и один из первых в мире серийных танков, создавался в качестве аналога первых английских танков типа Mark I, однако, в отличие от них, использовал шасси трактора «Холт». С точки зрения более поздней конструкторской мысли «CA-1 Шнейдер», как и современный ему танк «Сен-Шамон», являлись скорее САУ класса штурмовых орудий, нежели полноценными танками.

Танк производился несколькими сериями и принимал участие в боевых действиях второй половины Первой мировой войны, где показал себя достаточно неудачной машиной.

Компания «Schneider & Co» была ведущим производителем оружия во Франции. Получив заказ на разработку САУ, в январе 1915 года компания отправила главного конструктора Эжена Брийе исследовать гусеничные тракторы от американской компании Холта, в то время участвовавших в программе испытаний в Англии. По возвращении Брийе, который ранее принимал участие в разработке бронированных автомобилей для Испании, убедил руководство компании начать исследования по развитию Tracteur bindi et armé (бронированного и вооруженного трактора), на базе шасси Baby Holt.

Испытания тракторов Холта начались в мае 1915 г. на заводе Schneider с 75-сильным двигателем на колесной модели и 45-сильным — на гусеницах Baby Holt, показав превосходство последнего варианта. 16 июня изделие показали Президенту Республики Раймону Пуанкаре, после чего было заказано десять бронированных гусеничных машин для дальнейших опытов. В июле 1915 программа Шнайдера была объединена с проектом бронированного резака колючей проволоки инженера Жюля-Луи Бретона, машиной Breton-Prétti. Десять из пятнадцати машин были оборудованы кусачками.

9 декабря 1915 на испытаниях в Суэне опытный образец бронированного танка на шасси Baby Holt был продемонстрирован представителям французской армии. Среди зрителей был генерал Филипп Петен и инженер и артиллерист полковник Жан-Батист Эжен Этьен ("отец французских танков"). Результаты танка опытного образца были превосходны, показывая замечательную подвижность в затрудненном ландшафте прежнего поля битвы Суэна. Длина Baby Holt, однако, была недостаточна для преодоления немецких траншей, что потребовало создания более длинных гусениц для французского проекта танка.

12 декабря он представил Верховному командованию план сформировать бронетанковую часть, оборудованную гусеничными машинами. Этот план встретили с одобрением и в письме, датированном 31 января 1916, Главнокомандующий ВС Франции Жоффр заказал производство 400 танков типа, разработанного Этьеном, хотя фактический производственный заказ 400 танков СА1 Шнайдер был сделан немного позже — 25 февраля 1916, по цене 56 000 французских франков за изделие. В январе было решено использовать шасси не Baby Holt, а более длинные 75 л.с. тракторы Холта; машина для этого должна была быть полностью изменена.