CRRC


CRRC Corporation Limited — китайская корпорация, крупнейший в мире производитель железнодорожного подвижного состава, занимающий около половины мирового рынка[3][4], значительно опережая своих конкурентов (среди основных — германская Siemens Mobility, французская Alstom, канадская Bombardier Transportation, японская Hitachi и корейская Hyundai Rotem). В рейтинге Forbes Global 2000 за 2019 год заняла 294-е место среди двух тысяч крупнейших публичных компаний мира[5].

Крупнейшими акционерами компании являются материнская государственная CRRC Group (контрольный пакет в 55,9 %), а также государственные инвестиционные компании China Securities Finance[англ.] (2,9 %) и Central Huijin Investment (1,1 %)[6][7][1].

Первый завод по производству железнодорожного транспорта в Китае появился в конце XIX века. После Синьхайской революции началась индустриализация страны, в частности быстро развивалась сеть железных дорог. Преобладали импортные паровозы, в основном японского и американского производства, хотя было налажено и собственное производство паровозов по образцу японских. К 1949 году протяжённость путей в Китае составляла 22 тысячи км (хотя после войн только половина из них была годной для эксплуатации). В октябре 1949 года при Министерстве железных дорог было создано Бюро заводов по производству и ремонту подвижного состава; основная часть локомотивов и вагонов импортировалась из СССР, собственные мощности занимались в основном ремонтом и модернизацией имеющегося рельсового транспорта. Хотя в 1961 году была открыта первая электрифицированная линия[8], паровозы долгое время оставались основным видом локомотивов, поскольку были просты в производстве и эксплуатации и работали на угле, самом доступном в Китае топливе; производство паровозов было полностью прекращено только в 1988 году, а с эксплуатации сняты в 2003 году[9].

С началом в 1979 году «политики реформ и открытости» география импорта локомотивов и вагонов была существенно расширена, начали появляться совместные предприятия с западными партнёрами. В 1986 году Бюро фабрик было реорганизовано в Промышленную корпорацию локомотивов и подвижного состава, через три года она была выведена из подчинения Министерства железных дорог. В начале 2000-х годов для создания конкуренции на внутреннем рынке корпорация была разделена на две, северную (CNR) и южную (CSR). В 2007—09 годах была проведена реорганизация обеих компаний, были созданы полностью государственные холдинговые компании (CNR Group и CSR Group), а основные производственные мощности переданы дочерним компаниям этих холдингов, часть акций которых была размещена на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах. К этому времени обе компании достигли уровня выручки, сопоставимого с мировыми лидерами отрасли, германской Siemens Mobility, французской Alstom и канадской Bombardier Transportation[10].