Caproni Ca.133


Капрони Ca.133 (итал. Caproni Ca.133) — итальянский колониальный бомбардировщик, транспортный самолет 30-х годов. Активно использовался итальянскими войсками в 30-40-х годах XX века во многих вооруженных конфликтах и в колониях.

Спроектирован фирмой «Сосьета итальяна Капрони» под руководством Р. Вердуцио. Впервые поднялся в воздух в декабре 1934 года. Строился серийно на заводе «Капрони» с декабря 1935 года. Принят на вооружение ВВС Италии в январе 1936 года. Снят с вооружения в 1948 году.

Ca.133 являлся дальнейшим развитием транспортного самолёта модели Ca.101 созданного в конце 20-х годов. Новый самолёт имел такую же компоновочную схему, что и прежний, но получил более мощные двигатели и удлинённый фюзеляж. Самолёт представлял собой трехмоторный подкосный моноплан смешанной конструкции. Неубирающееся шасси с обтекателями. Создавались гражданская и военная модификации. Второй вариант мог принять на борт 18 десантников и был вооружён четырьмя пулемётами. Так же этот самолёт мог использоваться в качестве бомбардировщика, однако, к середине 30-х годов на вооружение Королевских ВВС Италии стали поступать специализированные самолёты-бомбардировщики, поэтому Ca.133 использовался только как транспортный и в основном в африканских колониях Королевства Италии. В 1938 году небольшое количество этих самолётов было продано Австрии, а после аншлюса Австрии с Третьим Рейхом все они поступили в распоряжение Luftwaffe[2].

Боевой дебют Ca.133 состоялся во время итало-эфиопской войны, в марте 1936 года. В апреле 1939 года применялся при оккупации Албании в качестве транспортного самолета. В этом же качестве служил и в Итальянском воздушном корпусе во время битвы за Британию. С июня 1940 применялся в качестве ночного бомбардировщики в Ливии и Восточной Африке. В Ливии выведены с фронта в сентябре 1940 года, в Восточной Африке полностью уничтожены к марту 1941 года. Несколько попало к англичанам[2].