Child in Time


Child in Time — композиция британской рок-группы Deep Purple, одна из самых известных и узнаваемых песен группы и одна из самых первых композиций, написанных в составе «Mark II» (на пластинке в качестве её авторов указаны все пять участниковː Блэкмор, Гиллан, Гловер, Лорд и Пейс).

«Child in Time» вошла в альбом Deep Purple in Rock (третья по счёту композиция на первой стороне пластинки, продолжительностью более десяти минут), изданный в июне 1970 года. Ранее многократно исполнялась на концертах, в том числе, вошла в расширенное издание Concerto for Group and Orchestra, записанного Deep Purple с Королевским филармоническим оркестром в сентябре 1969 года.

В 1972 году в некоторых странах (например, Бельгии и Нидерландах) «Child in Time» была издана в виде сингла. В силу того, что эта композиция занимает более десяти минут, на синглах её пришлось разделить на две части[1].

При создании композиции в 1969 году участники, по собственному признанию, заимствовали мелодию из композиции «Bombay Calling» американской группы It's a Beautiful Day с одноимённого альбома (там она исполнялась на скрипках и в более быстром темпе)[2]. В автобиографии 2002 года Иэн Гиллан ещё раз признал этот факт, а также отметил, что It’s a Beautiful Day «вернули комплимент», точно таким же образом поступив с композицией «Wring That Neck» с альбома The Book of Taliesyn (её мелодию они использовали в собственной инструментальной композиции «Don And Dewey» на альбоме Marrying Maiden)[3][4]. Песня особенно примечательна выдающимся вокальным исполнением Гиллана (по признанию Блэкмора, на тот момент он и представить себе не мог, что бывают певцы, способные взять такие высокие ноты)[5]. Гиллан написал короткий текст-аллегорию, на создание которого его вдохновила тема «холодной войны» (англ. So we created this song using the Cold War as the theme), как он сообщил в интервью 2002 года[2].

«Child in Time» имеет многие черты эпической композиции: большая продолжительность (хронометраж оригинальной записи песни — более 10 минут, а на концертах он бывал ещё больше), соединение разных музыкальных стилей и техник, нетривиальная структура с ярко выделенными кульминационными и переходными частями, глубокое отражение сюжета песни в её музыке и структуре. Композиция начинается с органной партии — той самой, мелодия которой была позаимствована из «Bombay Calling». Далее идёт первая вокальная партия, по ходу которой темп, тяжесть и напряжённость звучания нарастают. После ритмичного маршевого перехода начинается продолжительное многочастное гитарное соло, по ходу которого напряжённость музыки продолжает расти, чтобы достигнуть кульминации в переходе ко второй органной партии (настроение музыки возвращается ко вступлению к песне). Следующая за ней вторая вокальная партия аналогична первой, осуществляет такое же нарастание темпа и напряжённости. Далее идёт кода, которая состоит из продолжительного ускоряющегося крещендо и мощного финального аккорда.