Circarama


Циркорама (англ. Circarama) — кругорамная кинематографическая система, а также кинотеатр с панорамным экраном, окружающим весь зрительный зал.[1]

Система созданная в 1955 году Уолтом Диснеем предусматривала использование одиннадцати обращаемых 16-мм киноплёнок «Кодахром» для создания изображения с горизонтальным углом обзора 360°[2]. Готовый короткометражный фильм демонстрировался на замкнутом цилиндрическом экране, обеспечивая эффект присутствия, недостижимый в обычном кинотеатре. Зрители располагались внутри экрана стоя и имели возможность кругового обзора.

Для съёмки использовались 11 киносъёмочных аппаратов «Кодак», закреплённых на общем «риге» (опоре) и механически синхронизированных. Каждый аппарат оснащался объективом с фокусным расстоянием 15 мм, обеспечивавшим горизонтальный угол 32,7°[3]. Оптические оси смежных аппаратов составляли угол 32°43', при этом соседние кадры незначительно перекрывали друг друга[4]. Для проекции применялись 11 кинопроекторов, рассчитанных на киноплёнку 16-мм. Весь экран разделён на 11 равных частей, отделённых друг от друга чёрными вертикальными полосами шириной 15 сантиметров, чтобы замаскировать стыки между соседними изображениями[5]. В середине полос располагались окна для проекторов, расположенных в аппаратной, огибающей зал кольцом. Каждый кинопроектор показывает свою часть изображения на экран, расположенный напротив[4]. Нечётное количество плёнок и экранов позволяет установить каждый кинопроектор точно напротив соответствующего экрана и исключить геометрические искажения, возникающие при косой проекции.

Первый кинотеатр этой системы был построен в «Диснейленде» в Калифорнии и обладал экраном диаметром 12 и высотой 2,4 метров[6]. Звуковое сопровождение воспроизводилось с отдельной магнитной ленты шириной 17,5 мм и содержало четырёхканальный звук, подаваемый на раздельные громкоговорители, расположенные за киноэкраном[4]. Такая фонограмма позволяла достичь объёмности и иллюзии следования звука за изображением.

В конце 1950-х годов студия Диснея модернизировала систему съёмки и проекции «Циркорамы» в связи со съёмками фильма по заказу фирмы «FIAT» об Италии[4]. Киносъёмочные аппараты «Кодак» были заменены камерами «Arriflex» с более короткофокусными объективами Taylor-Hobson 12,5 мм. Это позволило уменьшить количество аппаратов и плёнок до 9 и так же упростить систему проекции. Новые объективы имели больший угол поля зрения по горизонтали — 40°, и, соответственно — увеличенный обзор по вертикали. Это позволило использовать более широкие экраны.

Низкая световая отдача 16-мм кинопроекторов и слабая детализация узкой киноплёнки заставили использовать для демонстрации 35-мм позитивную киноплёнку, печать на которую с 16-мм негатива производилась оптическим способом с увеличением.