Close to the Edge


Close to the Edge (с англ. — «Близко к краю, На грани») — пятый студийный альбом прогрессив рок-группы Yes, выпущенный в сентябре 1972 лейблом Atlantic Records. Считается одним из лучших произведений группы Yes за весь период её существования. После выхода в сентябре 1972 года достиг четвёртого места в хит-парадах Великобритании и третьего места в США. По мнению посетителей сайта Progarchives.com, является лучшим альбомом прогрессивного рока всех времен[2]; также занимает 3 место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии PopMatters[3] и 5 место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала Rolling Stone[4].

По словам вокалиста и автора большинства композиций Джона Андерсона, на идею этого альбома и само его название повлияла книга «Сиддхартха» немецкого писателя Германа Гессе, посвященная жизни Будды. Согласно этой интерпретации, эпитет close to the edge, являющийся названием альбома, относится не только к берегу реки, но символически означает духовное пробуждение. Большая часть материала состоит из 30-секундных фрагментов, над объединением которых трудился Эдди Оффорд[5].

Альбом ознаменовал собой качественно новый этап в творчестве группы, связанный с переходом от «песенного» стиля, доминировавшего на предшествующих альбомах, к сложным многоплановым композициям («сюитам»)[5] и всё более усложняющимся концептуальным текстам, в основе которых прослеживается влияние восточной философии и религии. Эта тенденция в творчестве Yes будет продолжаться и достигнет пика в следующем студийном альбоме группы — Tales from Topographic Oceans.

Первая из них начинается со звуков текущей воды и пения птиц, затем идет быстрая и энергичная инструментальная часть (электрогитара, клавишные и ударные инструменты), после чего вступает высокий вокал Андерсона. Начиная с середины, к Андерсону добавляются вокал Сквайра и орган, и музыка становится более лиричной. В конце первой части как бы соединяются все предыдущие мелодии, она заканчивается звуками природы и пением птиц.

Композиция «And You and I» более плавная и лиричная, здесь лидируют акустическая гитара и клавишные. Заключительная сюита «Siberian Khatru» начинается с быстрого хард-рокового ритма, но через некоторое время в ней также появляются разнообразные мелодии, сопровождаемые виртуозными клавишными и гитарными соло.

На замысел «Siberian Khatru» повлияла музыка из балета «Весна священная» русского композитора И. Ф. Стравинского.[6]