Eni


Eni S.p.A., «Эни» — крупнейшая итальянская нефтегазовая компания. Штаб-квартира — в Риме. Основные регионы добычи — Африка, Россия и Казахстан, основной рынок сбыта — Италия и другие страны Европы. В 2023 году Eni заняла 61-е место в списке Fortune Global 500 по объёму выручки Fortune Global 500[2] (в 2015 году — 25-е, в 2016 году — 65-е, в 2017 году — 132-е, в 2018 году — 89-е, в 2019 году — 83-е, в 2020 году — 113-е, в 2021 году — 216-е, в 2022 году — 111-е).

Основным предшественником Eni была созданная государством в конце 1920-х годов компания Azienda Generale Italiana Petroli (Agip). Ente Nazionale Idrocarburi была основана 10 февраля 1953 года объединением Agip с другими государственными компаниями энергетического сектора, такими как основанная в 1936 году Azienda Nazionale Idrogenazione Combustibili (ANIC, переработка нефти), Snam (нефтепроводы), Industria Raffinazione Oli Minerali (IROM, совместное предприятие с Англо-Иранской нефтяной компанией), STANIC (совместное предприятие с Standard Oil of New Jersey) и другими. В 1954 году к ENI была присоединена компания Pignone, производитель промышленного оборудования. В последующие годы были заключены договоры на разработку месторождений с правительствами Египта (1955 год), Ирана (1957 год), Марокко (1958 год), Ливии и Судана (1959 год), Туниса (1961 год) и Нигерии (1962 год). По этим договорам ENI получала только 25 % прибыли, 75 % доставались государствам, в которых велась добыча; столь выгодные условие позволили итальянской компании составить серьёзную конкуренцию «семи сёстрам» в борьбе за новые месторождения на Ближнем Востоке и на севере Африки. ENI сыграла значительную роль в быстром послевоенном восстановлении Италии, войдя в состав Sviluppo Iniziative Stradali Italiane (SISI), промышленной группы, объединившей также Fiat (производство автомобилей), Pirelli (производство шин) и Italcementi (строительство дорог). С 1960-х годов компания начала развивать сеть станций техобслуживания, которые нередко оснащались также мотелями, ресторанами и кофейнями. Другие направления развития компании в 1950-60 годы включали производство ядерного топлива для зарождавшейся итальянской атомной энергетики, изготовление синтетических тканей, строительство нефтепровода в ФРГ и Швейцарию и новых нефтеперерабатывающих заводов, загружаемых, в частности, нефтью из СССР[3] (на 1962 год Италия была крупнейшим зарубежным рынком для советской нефти). В 1962 году в авиакатастрофе погиб основатель и первый президент ENI Энрико Маттеи[4][5].