Extra Ecclesiam nulla salus


Extra ecclesiam nulla salus (с лат. — «Вне Церкви нет спасения») — один из принципов христианской экллезиологии, который утверждает, что необходимым условием спасения является членство в Христианской церкви. Первым Отцом Церкви, который сформулировал данное утверждение, был Киприан Карфагенский, в творениях которого встречается данная фраза.

Утверждение о том, что вне границ Церкви нет спасения является общим местом в христианской святоотеческой литературе. Данное мнение было также многократно подтверждено решениями Вселенских соборов[1]. Данный тезис встречается в работах раннехристианских богословов: так, к примеру в творениях Оригена встречается фраза «никто не спасется вне Церкви»[3]. Лаконично сформулировал эту догму, священномученик Киприан Карфагенский, который писал:

«Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: „Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает“ (Мф. 12:30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающийся в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову; Господь говорит: „Я и Отец — одно“ (1Ин. 5:7). Кто же подумает, что это единство, основывающееся на неизменяемости Божественной и соединённое с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению»[4].