Republic F-84 Thunderjet


Рипаблик F-84 «Тандерджет» («Громовая струя»)[1] (англ. Republic F-84 Thunderjet) — американский одноместный одномоторный реактивный истребитель, истребитель-бомбардировщик. Первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение многих стран НАТО.

Работы над проектом начались летом 1944 года, когда авиакомпания Republic Aviation начала рассматривать возможность использования турбореактивного двигателя (ТРД) на базе самолёта P-47 «Тандерболт» с размещением силовой установки в нижней части фюзеляжа по реданной схеме, но ТРД с осевым компрессором был слишком длинным, и уже в ноябре конструкторы компании, под руководством Александра Картвели приступили к разработке принципиально нового самолёта на базе двигателя General Electric J35. При конструировании сосредоточились на снижении аэродинамического сопротивления, поэтому был выбран фюзеляж большого удлинения, двигатель — за кабиной летчика, воздух к нему от лобового воздухозаборника круглого сечения проходил по каналу под полом кабины. Двигатель и воздуховод занимали практически весь объем фюзеляжа, не оставляя места для топливных баков, отчего их в основном пришлось размещать в крыле, относительная толщина профиля которого достигала 12 % (для большинства самолетов в то время она не превышала 11). Позже дальность полета увеличили до 1370 км за счёт дополнительных топливных баков общей емкостью 870,5 л на концах крыла (впоследствии они стали причиной многочисленных аварий и катастроф, т.к. летные испытания с такими баками были проведены формально).

Прототип был готов в декабре 1945 года и совершил свой первый полёт 28 февраля 1946. За тремя прототипами (двигатель фирмы General Electric J35-GE-7 с максимальной тягой 1700 кгс) последовали 15 самолётов под обозначением YP-84A, с более мощным двигателем Allison J35-A-13 (англ.) и вооружением из шести крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов М2 скорострельностью 400 выстрелов в минуту (на серийных машинах их заменили М3 со скорострельностью 1200 выстрелов в минуту). На крыле для подвески бомбового и ракетного вооружения были смонтированы пилоны. 7 сентября 1946 года был установлен рекорд скорости для США — 977,6 км/ч (мировой же рекорд скорости в 985,7 км/ч принадлежал английскому самолету METEOR). Эти машины, поступившие в войска весной 1947 года, были впоследствии переделаны в соответствии со стандартом F-84B.

Именно F-84B стал первой серийно выпускавшейся моделью самолёта и оснащался катапультирующимся креслом пилота фирмы Мартин-Бейкер, шестью пулемётами калибра 12,7 мм и подкрыльными пилонами для пуска ракет. Поставки F-84B начались с лета 1947 г.; первые самолёты поступили на вооружение 14-й Истребительной Группы, всего было построено 274 самолета, после чего ВВС потребовали еще одной модернизации по причине ряда серьезных недостатков (например тонкая, всего 0,8 мм, обшивка фюзеляжа деформировалась на больших скоростях). У технического персонала самолеты THUNDERJET первой модификации получили прозвище Mechanics Nightmare, то есть "кошмар механиков".