Family Computer Disk System


Family Computer Disk System (яп. ファミリーコンピュータ ディスクシステム Фамири: Компю:та Дисуку Сисутэму, официально сокращается до FDS) — периферийное устройство для игровой приставки Family Computer (NES) компании Nintendo, выпущенное 21 февраля 1986 года эксклюзивно для японского рынка. Устройство использовало гибкие диски проприетарного формата (официальное название такой дискеты — Disk Card) для хранения данных. Был анонсирован выпуск устройства на территории Северной Америки и Европы (PAL регион), впоследствии не состоявшийся. За период с 1986 по 2003 год было продано 4,5 миллиона экземпляров устройства[1].

Уже в 1986 году объём хранимой информации в 112 кб являлся недостаточным, так как первые компьютеры IBM PC (август 1981 года) снабжались дисководами, дискеты которых вмещали до 360 кб. В 1981 году были выпущены на рынок дискеты современного формата 3,5 дюйма, вмещавшие до 720 кб, а распространённый современный тип дискет, вмещающий 1,44 мегабайта был доступен ещё в 1984 году, однако, массовая на тот момент технология была значительно дешевле. Возможность перезаписи информации на магнитном диске открыли новые возможности для компьютерных игр. Так, версии следующих игр для FDS имели возможность сохранения: The Legend of Zelda, Metroid, Kid Icarus. Многие из игр, вышедших в Японии эксклюзивно для FDS, были портированы в формат картриджа и изданы на приставке NES, используя для сохранения питаемую от батареи ОЗУ или систему паролей.

Корпорация Sharp выпустила устройство Twin Famicom (яп. ツインファミコン Цуин Фамикон), вариант приставки Famicom в увеличенном корпусе со встроенным FDS. Устройство было официально лицензировано Nintendo.

Устройство имело стандартный 60-контактный разъем для картриджей Famicom, а также дисковод, работающий с дискетами FDS. На лицевой панели устройства располагались: переключатель источника данных Cassette (яп. カセット касэтто) или Disk (яп. ディスク дисуку), кнопка питания, кнопка перезагрузки, кнопка извлечения дискеты FDS и рычаг извлечения картриджа. Используемый механизм дисковода во многом был аналогичен используемому в современных дисководах.

Устройство не предполагало работы одновременно c двумя источниками данных (картридж и дискета FDS), поэтому имелся переключатель, блокирующий один из них. Однако некоторые аппаратные версии Twin Famicom физически блокировали только картридж, однако даже в этом случае чтение программы с картриджа не осуществлялось во время чтения дискеты.

Устройство подключалось Famicom через разъем для картриджей с помощью специального адаптера, который также содержал в себе 32 КБ ОЗУ для кэширования данных из дискеты, 8 КБ ОЗУ для хранения тайлов и спрайтов[2][3] и специальную микросхему ASIC с маркировкой 2C33. Эта микросхема имела встроенный BIOS на ПЗУ объёмом 8 КБ, выполняла функции контроллера дисковода, а также расширяла звуковые возможности Famicom, предоставляя примитивные функции волнового и FM-синтезатора.