Ferrovial


Ferrovial — испанская компания, специализирующаяся на проектировании, строительстве и управлении инфраструктурными объектами. С 2023 года штаб-квартира расположена в Амстердаме (Нидерланды), до этого находилась в Мадриде (Испания).

Основана в 1952 году Рафаэлем дель Пино и Морено (англ. Rafael del Pino y Moreno) как компания по строительству железных дорог (от ferrovial с исп. — «железнодорожный»). В начале 1960-х годов компания начала строительство гидроэлектростанции на реке Силь. Также в начале 1960-х годов был получен первый зарубежный контракт — строительство железной дороги в Ливии, однако основным заказчиком компании оставалось правительство Франсиско Франко. В середине 1960-х годов компания начала строительство платных дорог в Испании. В 1970-х годах Ferrovial расширила деятельность в операции с недвижимостью и коммунальные услуги (вывоз мусора и уборку улиц)[3][4].

В 1976 году компания начала крупный проект в сфере жилого строительства — застройку района Ковибар (пригород Мадрида), где планировалось сооружение 4400 домов. Однако в это время в Испании начался экономический кризис, что заставило компанию начать искать заказы за рубежом, в таких странах, как Ливия, Мексика, Парагвай и Кувейт; в начале 1980-х годов более трети выручки Ferrovial приносили зарубежные операции. В 1981 году в компании начал работать старший сын основателя Рафаэль Дель Пино. В 1995 году была поглощена конкурирующая строительная компания Agromán. В 1996 году компания построила самое высокое на то время здание в Чили Torre Telefónica Chile, а в 1997 году был завершен самый престижный проект — Музей Гуггенхайма в Бильбао. В 1998 году была создана дочерняя компания Cintra[англ.], которой были переданы концессии на управление автомобильными дорогами; также она начала приобретать концессии на управление аэропортами и автомобильными парковками. В 1999 году Ferrovial провела первичное публичное предложение на Мадридской фондовой бирже[4].

В 2000 году компания приобрела 58,5 % акций польской строительной компании Budimex Dromex и аэропорт Бристоля[4]. Хоакин Аюсо был назначен генеральным директором Ferrovial Group в январе 2002 года. В июне 2002 года Ferrovial приобрела концессию на управление аэропортом Сиднея, крупнейшим аэропортом Австралии. Затем компания расширила деятельность в Великобритании, приобретя в апреле 2003 года Amey plc[англ.], британского подрядчика и одну из компаний, отвечающих за содержание Лондонского метрополитена[5]. В мае 2003 года была получена концессия на управление аэропортом Белфаста[6].

В 2005 году были приобретены техасская компания Webber и швейцарская компания Swissport[англ.] (наземные службы авиации, продана в 2010 году)[7].