Fiat 124


Fiat 124 — общее название семейства автомобилей, производившихся в период 1966—1982 годов итальянской компанией FIAT S.p.A.

В производственной генеалогии Fiat семейство «124» заняло место в самой короткой ветви «Fiat 1200 — Fiat 131». Изначально предлагалось в качестве первой серийной конструкции с передним приводом, однако стеснённое условиями действующего экономического кризиса руководство компании учло неудовлетворительные коммерческие результаты других производителей и ещё на этапе проектирования сохранило традиционную компоновку с приводом на задние колёса. При проектировании базового автомобиля Fiat 124 «Sedan» за основу была принята разработка инженера Fiat Адольфо Мессори[7], являющегося также автором ряда изобретений.

Экономический кризис начала 1960-х годов вынудил Fiat решить задачу срочной замены технически устаревших автомобилей Fiat 1100 и Fiat 1300. При этом неблагоприятная финансовая ситуация не позволила компании проектировать принципиально новый автомобиль-преемник, вследствие чего директор проектирования Fiat Данте Джакоза получил осенью 1963 года указание найти привлекательное решение на основе существующей конструкции. В качестве оптимального варианта Джакоза предложил рассмотреть проект «123 Е2» на базе созданного им автомобиля Primula, который уже выпускался дочерним предприятием Fiat Autobianchi и являлся первой опытной реализацией автомобиля с передним приводом и поперечным расположением двигателя. Имеющий достаточно преимуществ для развития, «123 Е2» получил поддержку от большинства руководящих лиц компании, однако Витторио Валетта (президент Fiat в 1946—1966 гг.), оценив потребительский отклик на Primula и неудачный коммерческий опыт с продажами Lancia Flavia, посчитал внедрение подобного новаторства преждевременным, приказав сосредоточить усилия на другом решении. Этот замысел предусматривал изменение элементов дизайна, увеличение объёма кузова и замену трансмиссии автомобиля Fiat 1100/103 с установкой на него нового двигателя «124» разработки Аурелио Лампреди (до 1958 года — инженер «Ferrari»). Данный вариант получил условное название «проект 124», непосредственная работа над ним была поручена заместителю Джакоза, Оскару Монтабоне.