Freefall


Freefall (рус. Свободное падение) — «твёрдый» научно-фантастический веб-комикс, посвящённый проблеме разумных роботов, созданный и развиваемый Марком Стэнли. Помимо рисования комикса, автор участвует в ракетостроении, он компетентен в теме того технологического фронтира, который рассматривает в своей работе. Комикс переводится энтузиастами на 15 языков[1], в том числе на русский.

Идея комикса: показать и, в определённой мере, изучить (в рамках современного человеческого общества с его особенностями и недостатками, отделённого в некую отдалённую колонию на активно терраформируемой планете) гипотетическую на данный момент ситуацию обретения гражданско-экономических прав и свобод роботами, после вынужденного аварийного модифицирования развившими полноценный искусственный интеллект, а вместе с ним и желание избежать принудительной утилизации и жажду собственного творчества.

Сюжет начинается как традиционный для веб-комиксов конца 90-х годов социально-политический скетч на злобу дня. Сэм Старфолл — случайно привезённый человеческой разведывательной экспедицией на терраформируемую планету Джина экземпляр весьма охочей до чужого имущества, но малоразвитой инопланетной расы калмаров. С тех пор Сэм постоянно чудит и проказничает в компании с подручным, складским роботом Хеликсом, которого старательно учит плохому в противовес заложенным в каждого местного робота Трём Законам Азимова.

В попытках починить доставшийся ему по дешёвке разбитый космический челнок, Сэм перехватывает с проходящего мимо колонии корабля особый груз — разумную прямоходящую волчицу-бортинженера Флоренс Амброуз. Как и местные роботы, она создана корпорацией «Экосистемз Анлимитед», занимающейся первичным освоением планет, и в общих чертах действует по тем же Трём Законам Азимова. Она чинит челнок и не раз доказывает Сэму, что воровством и жульничеством настоящих больших денег ему не добиться, а Сэм, в свою очередь, обучает Флоренс некоторым навыкам правильного поведения среди бюрократов.

После введения форума для читателей Марк Стэнли обнаружил, что сюжет о похождениях в космосе в стиле «Звёздных войн» мало кого интересует, а Флоренс считается главным персонажем. Её культ начинает походить на сообщества вокруг подобных ей персонажей типажа «девушка-технарь». С этого момента сюжет делает крутой поворот и комикс обзаводится чем-то вроде экспертной читательской комиссии, оперативно устраняющей логические неувязки.