Frutiger Aero


Frutiger Aero — направление в графическом дизайне, господствовавшее с середины 2000-х до начала 2010-х годов. Это направление часто ассоциируется с web 2.0. Само название Frutiger Aero возникло в конце 2010 — начале 2020-х, когда стиль давно вышел из моды.

Появление данного стиля связано с развитием компьютерной графики в конце XX века: экран компьютера потребительского уровня наконец мог отображать достаточное количество цветов, чтобы добиться плавных цветовых переходов, эффектов глянца и текстурной поверхности, хотя пространственное разрешение всё ещё невелико. Также становятся доступными графические редакторы, способные реализовать эти возможности.

Не менее важным идеологическим принципом стиля стал скевоморфизм. Его задача состояла в том, чтобы преодолеть отношение к компьютерным технологиям как к чему-то сложному и требующему осторожного обращения. Скевоморфизм и не был изобретением 2000-х годов, наиболее яркий пример — выпущенная в 1995 году программная оболочка Microsoft Bob, не снискавшая однако заметного успеха. Но в 2000-е технологии позволили изображать предметы из реального мира не в схематичной, а в реалистичной или даже гиперреалистичной манере, причём не только в статичном виде как изображение, но и в динамике за счёт плавной анимации и проработанных схем взаимодействия частей объектов и их реакции на действия пользователя. Также этому способствовали сенсорные экраны с применением технологии «мультитач».

Во многом стиль развился из течения в дизайне, которое позже назовут «стилем Y2K» (Y2K — одно из обозначений 2000-го года). Грань между Y2K и Frutiger Aero достаточно размыта, прежде всего Y2K основан на более примитивной компьютерной графике, тяготеет к «холодным» оттенкам, хрому, строгим линиям и техногенным сюжетам. Кроме того, Frutiger Aero применялся более широко, чему способствовали крупные корпорации, такие как Apple, Sony и Microsoft.

Одним из первопроходцев этого стиля стала компания Apple, представившая в конце 2000-го года первые версии новой операционной системы OS X, в интерфейсе которой использовалось большое количество эффектов глянца и текстурированных поверхностей, но в большей степени — в интерфейсе iPhone с первых моделей и до версии iOS 7. Этот стиль также популяризировали консоли Nintendo DS, PlayStation Portable и Xbox 360, а также ОС Windows Vista, с которой по большей части он ассоциируется.

Само название Frutiger Aero появилось в конце 2010-х, как осмысление эстетики пост-Y2K. Впервые его использовала в 2017 году Софи Ли в группе «Consumer aestetics research institute»[1]. До этого фигурировали такие названия, как «глянцевый Web 2.0» и «стиль скевоморфизма».


Скевоморфизм и глянец — наиболее заметные черты стиля