Great American Songbook


Great American Songbook, GAS (букв. «Великий американский песенник»), также American Songbook[1] — собирательное название американских популярных эстрадных песен, написанных с 1920-х по 1950-е гг. для бродвейских мюзиклов, голливудских кинофильмов и звукозаписывающих студий Tin Pan Alley. Последние «стандарты» были созданы уже в начале 1960-х гг., когда в моду вошёл рок-н-ролл.

Помимо популярности, которую они заслужили среди своих современников, эти песни остаются и поныне основой репертуара исполнителей традиционной поп-музыки. Многие пьесы «Песенника» являются de facto также джазовыми стандартами[2].

Канонического списка «Great American Songbook», а также композиторов и стихотворцев, внёсших в него свою лепту, не существует. Тем не менее общепринято считать[источник не указан 105 дней], что в него входят следующие авторы и их наиболее популярные песни:

Автор популярной книги «American Popular Song: The Great Innovators, 1900—1950» (1-е издание, 1972), музыкальный критик Алек Уайлдер сформировал список мастеров, входящих в американский канон поп-музыки, а также изложил примерную иерархию произведений. Основной упор Уайлдер делает на изучение творчества композиторов.

Список Уайлдера субъективен, и сфокусирован больше на композиторах, чем на авторах текстов песен. Тем не менее его работа оказалась крайне влиятельной и во многом соответствует концепции большинства о стандарте великой американской песни.

Отдельная проблема состоит в том, попадают ли в канон песни, написанные во 2-й половине XX века, после окончания «золотого века» бродвейвского мюзикла и т. п. Хотя многие считают, что эпоха составления Great American Songbook заканчивается с изобретением рок-н-ролла (например, Уайлдер останавливается на 1950 году), некоторые более поздние композиторы, например, Генри Манчини, Бёрт Бакарак и даже латиноамериканец А.Жобим, рассматриваются некоторыми как достойная часть Songbook.