HMS Captain (1869)


HMS Captain (1869) (по-русски Кэптен, Кептен) — броненосец британского флота. На момент ввода в строй в 1870 году был одним из наиболее мощных кораблей этого класса в мире (а возможно, и самым мощным)[1]. Корабль был спроектирован и построен под руководством известного кораблестроителя Купера Фипса Кольза в значительной степени под влиянием взглядов английской общественности на развитие военно-морских сил.

Серьёзные теоретические ошибки и конструктивные просчёты, допущенные в проекте, привели к очень существенной перегрузке корабля и, как следствие, — плохой остойчивости. Из-за перегрузки броненосец, пробыв в строю чуть больше 4 месяцев, перевернулся и затонул в Бискайском заливе в ночь с 6 на 7 сентября 1870 года почти со всем экипажем, что стало одной из крупнейших катастроф на Королевском флоте в мирное время. Гибель «Кэптена» оказала важное воздействие на дальнейшее британское и, в целом, мировое военное кораблестроение.

Конец 1850-х — начало 1860-х годов были временем революционных изменений в военно-морском деле и военном кораблестроении в связи с переходом от парусных деревянных кораблей к паровым броненосным. При этом среди кораблестроителей велась интенсивная дискуссия как о типах сооружаемых броненосцев, так и об оптимальной установке корабельной артиллерии. Весьма перспективной представлялась монтировка бронированных орудийных башен — идея, которую одним из первых реализовал британский конструктор капитан Купер Фипс Кольз. Он запатентовал вращающуюся орудийную башню собственной конструкции в 1859 году, став, возможно, пионером в этом вопросе.

Кользу удалось убедить в преимуществах своей концепции нескольких влиятельных персон (среди них был и принц-консорт Альберт). Влияние Альберта стало решающим доводом в пользу постройки броненосца «Принц Альберт»[англ.] с двухорудийными башнями конструкции Кольза. Другой новаторской идеей конструктора стало переоборудование в башенный броненосец деревянного линейного корабля «Ройял Соверен»[2]. Оба корабля, благодаря башенной артиллерии, обладали высокой огневой мощью и способностью быстро перенацеливать орудия (в отличие от современных им казематных броненосцев), но вместе с тем имели неудовлетворительную мореходность, очень низкий надводный борт и плохую остойчивость. Эти недостатки были устранены на кораблях, строившихся по другим проектам, хотя Кольз решительно возражал против идеи слишком высокого, по его мнению, размещения орудийных платформ. Однако, например, башенный рангоутный броненосец «Монарх» с высоким бортом показал, в отличие от броненосцев Кольза, хорошие мореходные качества при той же боевой мощи.