HMS Furious (1917)


HMS Furious (Корабль Его Величества «Фьюриес», от англ. furious — яростный) — лёгкий линейный крейсер Королевского флота Великобритании, позднее перестроенный в авианосец. «Фьюриес» стал своеобразным развитием весьма экстравагантного проекта линейных крейсеров типа «Корейджес», отличавшимся от них ещё большим главным калибром. Однако ещё на стапеле он был перестроен в авианесущий крейсер, а затем перестроен в полноценный авианосец. «Фьюриес» был одним из авианосцев Второй мировой войны и участвовал в различных операциях, внеся важный вклад в оборону Мальты.

Официальная версия создания линейных крейсеров типа HMS Courageous связана с так называемым «Балтийским проектом» лорда Фишера, предложенным в 1909 году.

Лёгкий линейный крейсер сменил вооружение и назначение, перестраивался четыре раза. Сыграв важную роль в развитии авианосцев. Первые перестройки сыграли ключевую роль в эволюции авианосцев.

Решение перестроить крейсер в авианесущий принято ещё до завершения строительства корабля, так как нужда в авианосцах была наиболее острой. Так британский флот противостоял новым видам оружия: подводным лодкам, аэропланам и дирижаблям, без полноценной помощи своей береговой авиации. Потому уже в первый год войны британцам пришлось срочно переоборудовать гражданские суда в авиатранспорты, вооружая их гидропланами. Однако, опыт эксплуатации выявил существенный недостаток подобных переоборудованных судов — спуск и подъём гидропланов при волнении представлял собой существенную проблему.

В ходе первой перестройки с крейсера сняли носовое орудие, оборудовали 50-метровую взлётную палубу, с наклоном вниз по направлению взлёта. Вооружение на корме было сохранено, и состояло теперь из одного 457-мм орудия главного калибра, одиннадцати 140-мм противоминных орудий, двух 76-мм зениток и шести торпедных аппаратов. Под взлётной палубой находился ангар для четырёх гидропланов Short и шести палубных аэропланов Sopwith Pup. Второй спуск авианесущего крейсера на воду состоялся 27 июня 1917 года.

В ходе эксплуатации выявилось, что взлётная палуба настолько мала, что для безопасной посадки пилот вынужден сажать палубный самолёт подобно гидросамолёту на воду, а не на палубу. И из всех попыток сесть на палубу только попытка 2 августа 1917 года оказалась удачной, а попытка 7 августа того же года закончилась авиакатастрофой. В обеих попытках предпринимал участие лейтенант Эдвин Харрис Даннинг[англ.] на самолёте Sopwith Pup. При первой попытке удалось полностью сравнять скорость самолёта со скоростью идущего полным ходом корабля, и матросы руками притянули низко «зависший» аэроплан. При второй же попытке сравнять скорости не удалось — самолёт перевернулся через правое крыло и упал за борт, под форштевень идущего полным ходом корабля. Во время падения пилот потерял сознание и утонул в кабине самолёта.