HMS Prince of Wales (1860)


HMS Prince of Wales (Корабль Его Величества «Принц Уэльский») — британский 121-пушечный винтовой линейный корабль первого ранга; спущен на воду в 1860 году. В 1869 году превращён в учебный корабль и переименован в «Британию» (HMS Britannia). С 1909 года использовался как блокшив, продан в 1914 году. Отправлен на слом в 1916 году.

На борту «Британии» началась военно-морская карьера некоторых известных британцев. В их числе король Георг V, адмиралы Джеллико, Битти и Каннингем[5], полярный исследователь Роберт Скотт и другие.

Заложен 10 июня 1848 года на королевской верфи в Портсмуте как 120-пушечный линейный корабль. Проект корабля, разработанный Джоном Эйди[en] и Исааком Уоттсом[en], представлял собой изменённый проект линейных кораблей типа Queen. Заказ корабля был сделан уже после закладки — 29 июня, а чертежи утверждены ещё позже — 28 июля[4].

В 1849 году Королевский флот начал строить линейные корабли, оборудованные паровой машиной. Первым таким кораблём, изначально спроектированным как винтовой, стал «Агамемнон». Постройку парусного «Принс оф Уэлс» приостановили и винтовые линейные корабли, заложенные после него, в итоге были достроены раньше, чем он.

9 апреля 1856 года «Принс оф Уэлс» был перезаказан уже как 121-пушечный винтовой линейный корабль[4]. 27 октября 1856 года на стапеле начались работы по переоборудованию корпуса согласно новому проекту[4]. По плану корпус корабля должны были удлинить также, как были удлинены корпуса однотипных «Дюк оф Веллингтона» и «Ройял Соверина», но на деле «Принс оф Уэлс» был построен более длинным[6]. В изменённый корпус установили двухцилиндровые паровые машины системы Пенна номинальной мощностью 800 лошадиных сил[3].

25 января 1860 года корабль был спущен на воду. 31 октября начались ходовые испытания, на которых «Принс оф Уэлс» развил скорость 12,569 узла (23,293 км/ч), идя под парами[3]. На испытания корабль вышел без парусного вооружения.