HMS Vindictive (1918)


HMS Vindictive — Корабль Его Величества «Виндиктив» (англ. Vindictive — «Мстительный») — военный корабль Королевского флота Великобритании. Первоначально заложен как тяжёлый крейсер (типа «Хокинс») под именем «Кавендиш», но в ходе постройки достроен как авианосец. В 1918 году, за несколько недель до конца Первой мировой войны, был переименован в «Виндиктив». В составе Гранд-флита активной службы не нёс. На следующий год участвовал в британской кампании на Балтике против Советской России[1][2][3]. Самолёты авианосца летом 1919 года запускались с его борта, а позже и с наземных аэродромов, и совершили множество вылетов, нанеся удары по советской военно-морской базе Кронштадт и ведя воздушную разведку[4][5][6][7]. К концу года корабль вернулся домой и на несколько лет был помещён в резерв, его лётные палубы были демонтированы и он был преобразован обратно в крейсер. Однако на крейсере остались ангар для самолётов и авиационная катапульта, с которыми он и проходил испытания. В 1926 году корабль был отправлен на Китайскую станцию и вернулся в метрополию в следующем году. В 1928 году корабль был снова помещён в резерв.

В 1936—1937 годах с корабля было снято вооружение, и он был преобразован в учебное судно. К началу Второй мировой войны корабль был преобразован в плавучую мастерскую. В этой роли он перевозил войска в начале 1940 года в ходе Норвежской кампании. Затем он был отправлен в Южную Атлантику, где обслуживал британские корабли, действующие в этом регионе. В конце 1942 года отправлен в Средиземное море, также с целью обслуживания кораблей. В 1944 году «Виндиктив» отправился в Англию и у берегов Нормандии был повреждён германской торпедой, это произошло после высадки Союзников во Франции. После войны корабль был переведён в резерв и в 1946 году продан на металлолом.

Крейсера типа «Хокинс» были предназначены для охоты на вражеских рейдеров, действовавших на британских коммуникациях. Для такой охоты требовались большие корабли, способные к длительным автономным походам вдали от баз поддержки и способные развивать высокую скорость, чтобы догонять рейдеры. Конструкция требовала высокий надводный борт, чтобы поддерживать скорость при плохой погоде. Главный строитель флота сэр Юстас Теннисон д’Эйнкорт предложил установить угольные и нефтяные котлы, чтобы повысить независимость судна от снабжения. В 1915 году были заказаны 4 корабля, названные в честь моряков елизаветинской эры. Пятый и последний корабль типа был заказан в апреле 1916 года и был назван в честь Томаса Кавендиша, авантюриста, совершившего кругосветное путешествие. К этому времени угроза со стороны германских крейсеров и рейдеров исчезла, так что строительство подвигалось медленно.[8].

Крейсера имели длину в 605 футов (184,4 метра), ширину в 65 футов (19,8 м) и среднюю осадку в 19 футов 3 дюйма (5,6 м) при полной загрузке. Водоизмещение крейсера составляло 9750 длинных тонн. Экипаж состоял из 37 офицеров и 772 нижних чинов[9].