HNLMS Abraham Crijnssen (1936)


«Абрахам Крийнссен» (нидерл. Hr.Ms. Abraham Crijnssen, англ. HNLMS Abraham Crijnssen) — нидерландский военный корабль — минный тральщик типа Jan van Amstel, названный в честь голландского флотоводца Абрахама Крийнссена.

«Абрахам Крийнссен» был третьим по счёту из восьми тральщиков типа Jan van Amstel[1][2], построенных для Королевских военно-морских сил Нидерландов в 1930-х годах. Построен на верфи Werf Gusto в городе Схидам, Южная Голландия. Был спущен на воду 22 сентября 1936 года, введён в состав ВМС Нидерландов 26 мая 1937 года.

Как и все другие корабли этой серии, «Абрахам Крийнссен» имел длину 56 метров, ширину 7,6 метров, осадку 2,1 метра и водоизмещение 525 тонн.[3] Все тральщики были оснащены двумя трехбарабанными котлами Yarrow и двумя паровыми машинами Stork, которые обеспечивали мощность 1690 л. с. (1260 кВт) для двух гребных винтов, что позволило кораблю развивать скорость хода в 15 узлов (28 км/ч). «Абрахам Крийнссен» имел на вооружении одно 76-мм орудие и две 20-мм пушки «Эрликон», а также груз глубинных бомб. Обычно корабль имел экипаж из 45 человек.

Корабль находился в городе Сурабая, Голландская Ост-Индия, когда Япония вступила во Вторую мировую войну. После поражения союзников в сражениях в Яванском море и в Зондском проливе в конце марта 1942 года всем кораблям было приказано отступить в Австралию. «Абрахам Крийнссен» должен был отплыть вместе с тремя другими военными кораблями, но оказался в одиночестве. Чтобы избежать обнаружения японскими самолётами (корабль не имел эффективных средств ПВО), тральщик был замаскирован под тропический остров. Для этого команда нарубила растительность с близлежащих островов и покрыла ею бо́льшую часть судна; корпус тральщика был окрашен «под скалы». Для усиления иллюзии корабль днём находился недалеко от берега и только ночью снимался с якоря.[4] Таким образом невредимым он добрался до Фримантла, Западная Австралия, куда прибыл 20 марта 1942 года. «Абрахам Крийнссен» был последним военным судном, успешно покинувшим Яву, и единственным кораблём своего типа, который выжил.[5]