Hummel


Hummel (с нем. — «шмель», полное название — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel, сокр. Geschützwagen III/IV) — немецкая самоходная гаубица калибра 150 мм периода Второй мировой войны.

В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились аргументы в пользу создания единого танка на базе PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было создано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Но в марте, после установки 75-мм длинноствольного орудия на Pz. IV Ausf. F2, проект «единого танка» закрыли, но созданное шасси было решено использовать, как базу для самоходной артиллерийской установки со 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходки занималась фирма Alkett, которая уже разрабатывала проект установки 105-мм орудия 10,5 cm leFH 18 на шасси PzKpfw III. В июле проект был одобрен и было запланировано произвести 200 САУ. Но в октябре, после демонстрации Гитлеру проекта технически аналогичной самоходки, вооружённой 88-мм Pak 43 (будущий Насхорн), планы были скорректированы и до лета 1943 года было запланировано произвести по 100 машин каждого типа.

Производство самоходок Hummel началось в феврале на заводе фирмы Stahlindustrie, Мюльхайм-на-Руре. Кроме того Вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов на базе самоходки, которые без особых трудностей переделывались в войсках в боевые машины. Сколько подобным образом было переделано транспортёров — неизвестно.

Машины получили серийные номера в диапазоне 320001 — 320813. Одно шасси с № 320148 было использовано для изготовления Heuschrecke 10.

Первые 100 подвозчиков боеприпасов выпуска мая 1943 января 1944 года получили №№ в диапазоне 320001 — 320500. 50 машин выпуска января мая 1944 года были изготовлены на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Эти машины имели серийные номера 325001 — 325050. Выпуск САУ начался здесь в начале 1944 года, но достаточно быстро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), поскольку в его конструкции использовалась та же база Geschützwagen III/IV. Последние 7 машин производства ноября 1944 года имели №№ в диапазоне 320701—320800.

Последней версией самоходной установки стала машина, известная как Hummel-Wespe. Её появление стало результатом прекращения производства САУ Wespe, что произошло в июне 1944 года. Обсуждение перспектив создания Hummel-Wespe началось в октябре 1944 года. Машина, первоначально обозначавшаяся как le.Pz.Haub, то есть «лёгкая гаубица на танковой базе», представляла собой шасси GW III/IV, на которое устанавливалась 105-мм гаубица leFH 18/40. В связи с этим была переделана конструкция листов рубки в лобовой части, а также разработана бронировка гаубицы. Для защиты от вражеских гранат на крыше боевого отделения была установлена сетчатая конструкция.