15 cm sFH 18


150-мм тяжёлая полевая гаубица обр. 1918 года (нем. 15 cm sFH 18; от нем. schwere Feldhaubitze — тяжёлая полевая гаубица) — немецкая тяжёлая полевая гаубица калибра 150 мм времён Второй мировой войны.

Являлась основной немецкой гаубицей дивизионного уровня во время Второй мировой войны. Использовалась в дополнение к меньшей по размеру, но более распространённой гаубице 10,5 cm leFH 18. В войсках получила прозвище «Вечнозелёная» (нем. Immergrün). Аналогично многим другим немецким тяжёлым орудиям, имела превосходную баллистику и применялась для поражения разнообразных целей в глубине обороны противника и для контрбатарейной борьбы.

Орудие было создано на базе гаубицы времён Первой мировой войны 15 cm sFH 13. В соответствии с существовавшей на момент создания классификацией, s.F.H. 18 была пушкой-гаубицей. Стала первым артиллерийским оружием, в котором для увеличения дальности использовали снаряды с ракетным ускорителем. Во время Второй мировой войны Германия использовала в основном только три модели 150-мм орудий: 15 cm sFH 18, тяжёлая пушка 15 cm Kanone 18 и короткоствольная пехотная пушка sIG 33.

Цифра 18 в маркировке обозначает год разработки и принятия на вооружение, хотя её добавили, чтобы вводить в заблуждение иностранные комиссии, так как Версальский договор запрещал Германии разработку артиллерийских систем. Фактически, разработка гаубицы велась в 1926—1930 годах, а в войска гаубица начала поступать в 1934 году.

Тяжёлые полевые гаубицы обр. 18 года изготавливались фирмами «Рейнметалл» и «Крупп». Крупповские гаубицы отличались от гаубиц фирмы «Рейнметалл» меньшей массой в боевом положении и изменённой конструкцией ствола.

Трудоёмкость изготовления гаубицы составляла 5500 человеко-часов. Стоимость гаубицы — 38 500 — 40 400 рейхсмарок. В 1942 году в серийное производство внедрили гаубицу sFH 18М, снабженную дульным тормозом. В 1941 — 42 годах 49 стволов от гаубицы sFH 40 с новым, более эффективным дульным тормозом, были установлены на лафеты sFH 18. Новая гаубица получила название sFH 18/40, позже её переименовали в sFH 42. Качающаяся часть этого орудия использовалась в конструкции САУ Hummel.