Friedrich Krupp AG Hoesch-Krupp


«Фри́дрих Крупп АГ» или «АГ Крупп» (нем. «Fríedrich Krupp AG» или нем. «AG Krupp») — крупнейший промышленный концерн в истории Германии, официально созданный в 1860 году.

На протяжении своего существования «АГ Крупп» занимался добычей угля, производством стали, артиллерии, военной и сельскохозяйственной техники, текстильного оборудования, различных станков, автомобилей, судов и локомотивов.

Фамилия Крупп впервые появилась в административных документах города Эссен в 1587 году. Основным видом деятельности представителей этого рода было занятие торговлей и ремёслами. Так продолжалось не одно столетие, пока в 1800 году семьёй Крупп не была приобретена металлообрабатывающая фабрика с названием «Большие надежды». Дело росло и процветало и уже в 1811 году Фридрих Крупп основал первый литейный завод. С этого момента и до наших дней основной отраслью производства являлась сталь. Спустя более 40 лет (в 1853 году) сын Фридриха, Альфред освоил и организовал на семейном предприятии производство бесшовных железнодорожных колёс. В 1875 году у завода появилась эмблема: три сплетённые кольца, которые символизировали те самые бесшовные колёса.

Создав логотип и официально став фирмой «Krupp» («Friedrich Krupp AG»), предприятие продолжало стремительный рост, несмотря на частые финансовые кризисы. Расширялось производство и строились новые заводы. Со временем главной продукцией стали артиллерийские орудия, необходимость в которых появилась в годы объединения Германии и Франко-прусской войны 1870—1871 гг. Именно пушки «Крупп» обеспечили разгром французской армии у Марс-ла-Тура, Седана и Меца. Но при этом заводы так же занимались производством паровозов, судов и тяжёлого промышленного оборудования. К началу XX века на заводах фирмы «Крупп» работало более 40 тысяч человек, а в 1903 году компания была преобразована в акционерное общество с общим капиталом в 160 млн. марок.

Также с начала XX века компанией были освоены новые отрасли промышленности. Новый владелец Густав Крупп фон Болен (муж единственной наследницы Альфреда Круппа, Берты) приобрёл у Питера Штольца (Peter Stoltz) лицензию на паровые 5-тонные грузовики. Первые машины «Крупп» были собраны в Киле на принадлежавшей фирме верфи «Germania Werft», под маркой «Krupp-Stoltz».

В 1914 году предприятия уже концерна «Krupp» («AG Krupp») выплавляли до 1600 тыс. т чугуна и добывали свыше 7500 тыс. т. угля в год. Производство расширялось, на заводах работало свыше 120 тыс. человек. Накануне Первой мировой войны военная продукция концерна «Krupp» занимала около 40 % от общего производства.