IPX/SPX


Стек протоколов IPX/SPX (от англ. internetwork packet exchange/sequenced packet exchange — межсетевой обмен пакетами/последовательный обмен пакетами) — стек протоколов, использовавшийся в сетях Novell NetWare. Протокол IPX работает на сетевом уровне модели OSI, обеспечивает доставку пакетов (аналог IP из стека TCP/IP). Протокол SPX работает на транспортном и сеансовом уровнях, обеспечивает поддержание сеанса связи и гарантированную доставку данных (аналог TCP).

Стек протоколов IPX/SPX реализован для сетевой операционной системы NetWare, поставляемой компанией Novell с 1983 года, и считается развитием стека протоколов Xerox Network Services. IPX/SPX считался оптимальным для применения в локальных вычислительных сетях, в то время как TCP/IP предполагался более эффективным для глобальных сетей.

К концу 1990-х TCP/IP, являвшийся общепринятым стеком Интернета, фактически вытеснил IPX/SPX и из локальных вычислительных сред. Стек IPX/SPX никогда не имел применения в глобальных сетях.

Наибольший пик популярности стека IPX/SPX пришёлся на конец 1980-х — середину 1990-х, когда у Novell NetWare практически не было конкурентов на рынке сетевых операционных систем. В связи с этим реализации протоколов присутствовали во многих сторонних продуктах, начиная с клиентских библиотек и фреймворков для операционных систем и заканчивая встраиваемыми системами.

Для DOS клиент стека протоколов IPX/SPX был разработан самой Novell и широко применялся в виде резидентной программы как в корпоративных сетях, так и для сетевых игр. Первые реализации требовали создания исполняемого файла под каждую сетевую карту, но в дальнейшем процедура настройки была упрощена, и стало возможным использовать готовые исполняемые модули.

IPX/SPX стал де-факто стандартом для сетевого взаимодействия компьютерных игр для DOS, его поддержка встречается практически во всех играх DOS, допускающих игру по сети. С прекращением поддержки стека протоколов в современных операционных системах появились программы (например, Kali или Kahn), позволяющие туннелировать трафик IPX/SPX между клиентами, позволяя тем самым играть не только в локальной сети, но и через Интернет. Популярный эмулятор DOSBox инкапсулирует протокол IPX поверх UDP.