Le Frecce


Le Frecce (итал. стрелы) — сеть скоростных поездов итальянского государственного железнодорожного перевозчика Trenitalia. Является одной из старейших и наиболее развитых систем высокоскоростного сообщения в мире. Поезда «Le Frecce» охватывают практически все крупные города континентальной Италии, используя как основные железнодорожные линии общего назначения, так и построенные специально для них высокоскоростные магистрали, на которых максимальная эксплуатационная скорость достигает 300 км/ч. До 2012 года сеть называлась Eurostar Italia.

Италия одной из первых начала развивать высокоскоростные железнодорожные перевозки. В 1953 году между Римом и Миланом начал курсировать скоростной электропоезд «Settebello[англ.]», который преодолевал 630-километровый путь через Флоренцию и Болонью чуть более чем за 6 часов. Поезд предоставлял высочайший уровень комфорта, в составе были вагоны только первого класса, оснащенные кондиционером, телефоном и душем, а также остеклённым панорамным салоном в головном вагоне[1]. Максимальная скорость поезда на маршруте достигала 150 км/ч, средняя маршрутная скорость за всё время работы постепенно увеличивалась и в 1978 году составляла 113,9 км/ч[2]. «Settebello» проработал до 1984 года, когда ему на смену пришёл скоростной поезд на локомотивной тяге «Colosseum» («Колизей»). Аналогичные поезда на локомотивной тяге, начиная с 1960-х годов, стали курсировать и по другим важным направлениям.

Основной проблемой развития высокоскоростного сообщения в Италии долгое время являлись горные участки с обилием кривых малого радиуса, которые невозможно пройти на большой скорости. В конце 1960-х годов начались эксперименты с системой «Пендолино», позволяющей автоматически наклонять кузов вагона относительно вертикальной оси при прохождении поворотов. Такая система смещает центр тяжести и компенсирует центробежную силу, позволяя безопасно и комфортно проходить повороты с большей скоростью. Опытный состав ETR 401 был построен в 1975 году и работал некоторое время на маршруте Рим — Анкона. В 1985 году начато серийное производство электропоезда ETR 450, где была успешно реализована эта технология. ETR 450 был введен в эксплуатацию в 1989 году и преодолевал расстояние между Миланом и Римом уже менее чем за 4 часа. Технология была выкуплена компанией FIAT Ferroviaria (позднее — Alstom) и продолжала совершенствоваться. Поезда с системой Pendolino, помимо Италии получили распространение в Португалии, Чехии, Финляндии и других странах[3].